Международный союз железных дорог (UIC)
опубликовал отчет о влиянии сокращения китайских субсидий на рынок железнодорожных
перевозок. Об этом сообщает Railfreight.
«Снижение китайских государственных субсидий
с 50% до 20% станет ключевым стресс-фактором для евразийского железнодорожного
коридора. Оно должно привести к перераспределению потоков, изменению рынка и появлению
новых услуг», ― говорится в отчете.
UIC представил анализ событий последних
лет и дал прогноз по объемам грузоперевозок на евразийском железнодорожном
транспорте до 2030 года. Также проанализирована эластичность спроса на
железнодорожные перевозки в зависимости от таких факторов, как китайские
субсидии и оптимизация перевозок. Сокращение субсидий признано главным
негативным фактором. «Маршруты через Казахстан, вероятно, окажутся
первыми «пострадавшими»: их объемы уменьшатся. Это связано с тем, что
большая часть перевозимых этим путем в настоящее время грузов в значительной
степени зависит от субсидий. Исключение составляют товары, для которых важна
скорость перевозки или требующие особых условий перевозки (таких как продукты
питания, химикаты, электроника, запчасти и т.д.).
Сокращение перевозок через Казахстан приведет
к перераспределению рыночных потоков ― в пользу транзита через Россию. У нашей
страны появятся новые возможности.
Прогнозы UIC включают как позитивный, так и
негативный сценарии развития событий. Наряду с сокращением субсидий в качестве
стресс-фактора рассматривается и влияние ситуации с коронавирусом. Если события
пойдут по негативному сценарию, то к 2030 году рынок перевозок в евразийском
коридоре может сократиться до 450 тыс. TEU. В позитивном сценарии он увеличится
до 2 млн TEU. В качестве факторов, положительно влияющих на рынок, в отчете
рассматриваются цифровизация отрасли, улучшение инфраструктуры и меры
поддержки. Точкой отсчета выбран базовый сценарий, в котором объем перевозок в
2030 году обозначен как 872 тыс. TEU.