0
02:00

Как санкции Литвы и ответные меры Беларуси изменят доставку грузов. Мнение

Контрмеры на ввоз грузов из Литвы окажут сильное влияние на логистический рынок в ближайшее время. Наш эксперт считает происходящее сейчас очередным возможным шагом к закрытию границы и рассуждает, какие есть альтернативные пути и что будет с ценами на перевозки.

Напомним, с 1 апреля некоторые товары нельзя будет ввозить через белорусско-литовский участок границы. Среди них в том числе шины, автозапчасти, напитки и др.

– Грузы уже идут транзитом на Клайпеду, а произойти может все что угодно, – предупреждает Дмитрий Самуськов. – Мы, например, очень волнуемся за отправленные шины и ждем разъяснений. Оцениваем возможность их переотправки в другие порты. На практике это означает маршрут через Турцию и многократное удорожание доставки. Сейчас я рекомендую грузовладельцам отправлять грузы из Китая альтернативным путем: через Находку и Владивосток либо прямым железнодорожным сообщением.

Стоимость фрахта здесь стала сопоставимой с Клайпедой, зато отсутствуют риски закрытия границы. Сейчас мы наблюдаем огромнейшие пробки на границе с Литвой, где встали уже 3 тыс. фур. Простои в очереди достигают 10 дней, и ситуация только ухудшается. Поэтому ждем повышения ставок на вывоз контейнеров из клайпедского порта. Маршрут через границу с Литвой надо рассматривать только в случае крайней надобности, когда нет альтернативных вариантов или когда он существенно дешевле.

Пока же стоимость доставки через Дальний Восток сопоставима или дешевле в сравнении с тарифами на транспортировку через Клайпеду. Учитывая неопределенность с вывозом контейнеров из Литвы в Беларусь, в марте лучше проявить осторожность и все грузы из Юго-Восточной Азии отправлять через Дальний Восток. Это относительно надежные варианты, которые к тому же привлекательны по цене.

Не следует обольщаться, что морской фрахт через Клайпеду дешевеет. Неопределенность с тем, сколько будет стоить вывоз и будет ли он вообще, сохраняется.

Например, доставка 40-футового контейнера с юга Китая через Дальний Восток обойдется в $6–7 тыс. до Бреста и в $5,5–6,5 тыс. – до Минска. Для сравнения: подвоз груза по железной дороге в прямом сообщении из Китая стоит $6,2–6,6 тыс. за контейнер до склада в Минске. А при доставке через Клайпеду придется заплатить $5,8–6,3 тыс. То есть цены сопоставимы, а риски – нет.

Мы опасаемся, что стоимость вывоза из Клайпеды (а это половина цены) может взлететь «до небес», поскольку водители не хотят стоять в очередях по 10 дней. Предыдущий опыт говорит о том, что это серьезный риск повышения цен.

В 2023 году весомым аргументом в пользу Клайпеды была более низкая цена доставки – это был самый дешевый вариант. Сейчас маршрут через Владивосток стал дешевле.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Мы надеемся, что нормализуется ситуация в Красном море. На стабилизацию будет работать и пройденный пик цен в Китае. В целом ставки морского фрахта, скорее всего, вернутся на уровень средины 2023 года. Но следует учитывать крайне неопределенную ситуацию с вывозом из портов как железнодорожным транспортом, так и автомобилями. Можно ждать роста ставок на автодоставку и по железной дороге из Клайпеды.

Стоимость доставки из Китая железнодорожным транспортом преподнесла сюрприз: с апреля на $500 дорожает провоз 40-футового контейнера от станции Чанду. Отправка с других станций станет дороже на $100–200 за контейнер. Сильнее всего растет стоимость доставки со станций, которые работают через Казахстан.

Источник: https://officelife.media/

Авто

читать больше