Контрмеры на ввоз грузов
из Литвы окажут сильное влияние на логистический рынок
в ближайшее время. Наш эксперт считает происходящее сейчас очередным
возможным шагом к закрытию границы и рассуждает, какие есть
альтернативные пути и что будет с ценами на перевозки.
Напомним, с 1 апреля некоторые
товары нельзя будет ввозить через белорусско-литовский участок
границы. Среди них в том числе шины, автозапчасти,
напитки и др.
– Грузы уже идут транзитом на Клайпеду, а произойти может
все что угодно, – предупреждает Дмитрий Самуськов. – Мы, например,
очень волнуемся за отправленные шины и ждем разъяснений. Оцениваем
возможность их переотправки в другие порты. На практике это означает
маршрут через Турцию и многократное удорожание доставки. Сейчас я рекомендую
грузовладельцам отправлять грузы из Китая альтернативным путем: через
Находку и Владивосток либо прямым железнодорожным сообщением.
Стоимость фрахта здесь стала сопоставимой с Клайпедой, зато
отсутствуют риски закрытия границы. Сейчас мы наблюдаем огромнейшие пробки
на границе с Литвой, где встали уже 3 тыс. фур. Простои
в очереди достигают 10 дней, и ситуация только ухудшается.
Поэтому ждем повышения ставок на вывоз контейнеров из клайпедского
порта. Маршрут через границу с Литвой надо рассматривать только
в случае крайней надобности, когда нет альтернативных вариантов или
когда он существенно дешевле.
Пока же стоимость доставки через Дальний Восток сопоставима или
дешевле в сравнении с тарифами на транспортировку через
Клайпеду. Учитывая неопределенность с вывозом контейнеров из Литвы
в Беларусь, в марте лучше проявить осторожность и все грузы
из Юго-Восточной Азии отправлять через Дальний Восток. Это относительно
надежные варианты, которые к тому же привлекательны по цене.
Не следует обольщаться, что морской
фрахт через Клайпеду дешевеет. Неопределенность с тем, сколько будет
стоить вывоз и будет ли он вообще, сохраняется.
Например, доставка 40-футового контейнера с юга Китая через Дальний
Восток обойдется в $6–7 тыс. до Бреста и в
$5,5–6,5 тыс. – до Минска. Для сравнения: подвоз груза
по железной дороге в прямом сообщении из Китая стоит
$6,2–6,6 тыс. за контейнер до склада в Минске.
А при доставке через Клайпеду придется заплатить $5,8–6,3 тыс.
То есть цены сопоставимы, а риски – нет.
Мы опасаемся, что стоимость вывоза из Клайпеды (а это
половина цены) может взлететь «до небес», поскольку водители не хотят
стоять в очередях по 10 дней. Предыдущий опыт говорит
о том, что это серьезный риск повышения цен.
В 2023 году весомым аргументом в пользу Клайпеды была более
низкая цена доставки – это был самый дешевый вариант. Сейчас маршрут через
Владивосток стал дешевле.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Мы надеемся, что нормализуется ситуация в Красном море.
На стабилизацию будет работать и пройденный пик цен в Китае.
В целом ставки морского фрахта, скорее всего, вернутся на уровень
средины 2023 года. Но следует учитывать крайне неопределенную
ситуацию с вывозом из портов как железнодорожным транспортом,
так и автомобилями. Можно ждать роста ставок на автодоставку и по железной
дороге из Клайпеды.
Стоимость доставки из Китая железнодорожным транспортом преподнесла
сюрприз: с апреля на $500 дорожает провоз 40-футового контейнера от станции
Чанду. Отправка с других станций станет дороже на $100–200 за контейнер.
Сильнее всего растет стоимость доставки со станций, которые работают через
Казахстан.