Тревор Милтон, создатель грузовиков будущего Nikola Motor
Company, в свое время бросивший университет ради миссионерства, — первый в
списке Forbes миллиардер, разбогатевший благодаря водородному транспорту.
В апреле в городе Скоттсдейл, штат Аризона, проходила
презентация Nikola Motor Company. В разгар мероприятия 37-летний основатель и
CEO автомобильной компании Тревор Милтон с грохотом выкатился на сцену на самом
экологичном в мире транспорте — он сидел на красном дилижансе пивоварни
Anheuser-Busch InBev, запряженном восьмеркой лошадей породы Клейдесдаль. «С их
помощью строилась Америка», — заявил он, указав на породистых лошадей.
В зрительном зале выставочного комплекса раздались
одобрительные возгласы 2000 гостей, среди которых были руководители
автомобилестроительных компаний, журналисты, грузоперевозчики и представители
Anheuser-Busch InBev. Милтон в своей речи напомнил собравшимся, что когда-то на
смену лошадям пришло дизельное топливо. По его словам, вскоре таким же образом
на смену нефти придет новый источник топлива — водород.
Водород — не только самый распространенный элемент во
Вселенной, но и топливо будущего, не загрязняющее атмосферу вредными
веществами. Побочные продукты производства электричества из водорода — это вода
и тепло. По словам главы Nikola Motor Company,
водородное топливо хорошо подходит для тяжелых грузовых
фур.
Водород поступает в топливный элемент, который затем
преобразует его в ток, необходимый для питания электродвигателя.
Различные компании работают над созданием автомобилей на
водородных топливных элементах вот уже на протяжении шести десятилетий. Еще в
1966 году концерн General Motors представил первый прототип подобного
автомобиля Electrovan, но в итоге он так и не был запущен в массовое
производство. В 2000 году стоимость акций пионера в производстве топливных
элементов Ballard Power Systems достигала $140, однако сейчас они торгуются
ниже отметки $5. Президент Джордж Буш-младший инвестировал деньги
налогоплательщиков в исследования водородной энергетики. Тем не менее, на
дорогах США сейчас можно встретить не более 7500 автомобилей на водородных
топливных элементах.
Прототипы своих гибридных грузовиков Nikola Motor
разрабатывала в Финиксе, штат Аризона, где расположена штаб-квартира компании.
Однако для запуска полномасштабного производства компании нужен свой завод.
Поэтому Милтон привлек более $500 млн от европейского производителя тяжелых
грузовиков CNH Industrial, немецкого технологического гиганта Bosch, хедж-фонда
ValueAct, южнокорейского производителя элементов солнечных батарей Hanwha,
норвежской энергетической компании Nel Hydrogen и производителя баллонов высокого
давления Worthington Industries. Ему понадобится не менее $1 млрд для
строительства завода в Кулидже, штат Аризона, производства первых грузовиков и
открытия десяти заправочных станций в Калифорнии и Аризоне.
CNH
Industrial инвестировал в Nikola Motor Company $250 млн. Это большое подспорье для
автокомпании, рыночная стоимость которой сейчас оценивается в $3 млрд. Милтону
принадлежит более 40% акций компании. По оценкам Forbes, его состояние
составляет не менее $1,1 млрд. Это означает, что
гендиректор Nikola Motor Company стал первым в истории
миллиардером, разбогатевшим на производстве грузовиков на водородных топливных
элементах.
«Речь не только о производстве топливных элементов, но и о
создании настоящей альтернативы, которая сможет составить конкуренцию
дизельному топливу и заменить его», — говорит Тревор Милтон.
Благодаря электромобилям Tesla многие американские водители
отказались от бензина. Однако основатель Tesla Илон Маск, который также
планирует запустить массовое производство электрогрузовиков, высмеял «глупые
топливные элементы» и назвал водородное топливо «чушью». Но в наши дни
водородную энергетику с трудом можно назвать глупой идеей.
Во-первых, на юго-западе США производят слишком много
солнечной энергии, благодаря чему избыточную энергию можно направлять на
недорогое производство водородного топлива из воды. Во-вторых,
аккумуляторные батареи не подходят для дальних
грузоперевозок — на их зарядку уходит много времени, а сами они достаточно
тяжелые.
18-колесный гибридный грузовик Nikola Motor Company на
водородных топливных элементах обладает мощностью в 1000 лошадиных сил. В нем
установлен топливный бак из углеродного волокна. Запас хода без подзарядки
составляет примерно 1200 км, а масса грузовика — 9 тонн. Представители
автоконцерна подчеркивают, что для создания электрогрузовика с такими же
мощностью и запасом хода потребуется литий-ионный аккумулятор, который увеличит
его массу примерно на 2,2 тонны.
Пивоваренная компания Anheuser-Busch InBev планирует в
ближайшем будущем отказаться от грузовиков с двигателем внутреннего сгорания и
уже заказала у Nikola Motor Company 800 гибридных фур.
Производитель пива Budweiser возьмет гибридные грузовики
в аренду на 7 лет. Стоимость аренды одного тягача (учитывая топливо) составит
до $1 млн.
Если автоконцерну Милтона удастся вовремя поставить
грузовики, Anheuser-Busch InBev будет использовать их для перевозки пива
Budweiser с Западного побережья в дистрибуционные центры, расположенные за
сотни километров оттуда. Если производитель поставит пивоваренной компании 800
тягачей, грузоперевозчики вроде U.S. Xpress также оформят предзаказы на сумму в
$10 млрд.
Тревор Милтон — не единственный визионер в области
водородной энергетики. Корейский конгломерат Hyundai Group инвестировал $6,7
млрд в разработку автомобилей на водородных топливных элементах. В июле
производитель дизельных двигателей Cummins поглотил компанию Hydrogenics,
которая занимается изготовлением топливных элементов. В следующем году гиганты
автомобильной промышленности General Motors и Honda откроют в Мичигане завод
для массового производства топливных элементов, в строительство которого они
инвестировали $85 млн. Японский автогигант Toyota откроет в американском городе
Лонг-Бич завод, на котором из коровьего навоза будут производить водородное
топливо для грузовиков, разработанных совместно с автомобилестроительной
компанией Kenworth.
Тревор Милтон с самого детства любил копаться в гараже. До
выхода на пенсию его отец работал в железнодорожной компании Union Pacific
Railroad. Как-то раз, когда будущему предпринимателю было шесть лет, отец взял
его с собой на работу. Именно тогда он загорелся идеей узнать, как устроено все
в этом мире. Он поступил в один из университетов в штате Юта, но бросил учебу
через полгода и присоединился к мормонам-миссионерам, с которыми отправился в
Бразилию. Посмотрев на местные трущобы, Милтон задумался об экологических
проблемах. «Это путешествие по-настоящему открыло мне глаза», — вспоминает
предприниматель.
В 2010 году в Солт-Лейк-Сити он основал компанию dHybrid
Systems, которая занималась разработкой систем заправки грузовиков природным
газом. В 2014 году его стартап поглотила компания Worthington Industries.
Милтон основал Nikola Motor Company и предложил Марку Расселу, своему бывшему
наставнику из Worthington Industries, стать президентом компании.
В следующем году он планирует поставить 25 гибридных
грузовиков, а в 2021 году — 400. Если все пойдет по плану, то к 2022 году его
компания построит на Западном побережье США несколько заправочных станций,
каждая из которых с помощью возобновляемой электроэнергии будет производить
восемь тонн водорода в день. Этого хватит для зарядки 250 гибридных грузовиков.
Тревор Милтон считает, что сможет снизить до $2,5 стоимость производства
килограмма сжатого газообразного водорода (этот объем эквивалентен 3,7 литров
дизельного топлива). Для сравнения, в Калифорнии розничная цена килограмма
водорода сейчас составляет $14.
К 2028 году предприниматель планирует расширить сеть
заправочных станций и построить 700 заправок для гибридных грузовиков по всей
территории США.
Возможно, перемены грядут даже быстрее, чем того ожидают
производители грузовиков с дизельными двигателями. Евросоюз ужесточил
ограничения на автомобильные выбросы углекислого газа, из-за которых к 2030
году дизельные грузовики могут оказаться под запретом. Власти Калифорнии
планируют принять аналогичные меры. Тревор Милтон утверждает, что Nikola Motor
Company опережает своих конкурентов на три года, а может быть даже и на пять
лет.
«Не важно, кого вы поддерживаете: республиканцев, демократов
или независимых кандидатов. Никто не хочет во время пробежки дышать выхлопными
газами», — заявил Тревор Милтон.