Непогода накрыла не только Беларусь, штормит Черное море, перекрыт стратегически важный погранпереход «Верхний Ларс» в Грузии. Логистам приходится перестраивать маршруты, чтобы не подводить клиентов со сроками доставки грузов.
Office Life вместе со специалистами отрасли разбирался с особенностями сухопутной и морской логистики для белорусских импортеров и экспортеров зимой.
— Сезонность, будущие
праздники и нынешние метеопрогнозы вносят свои коррективы в новости
логистики. Из-за непогоды закрываются не только пропускные пункты
в горах, но и целые трассы. Завершилась навигация на Балтике,
порты законсервированы.
Предпраздничный ажиотаж начинает захлестывать
маркетплейсы. Грузовладельцы переходят с колес и асфальта
на рельсы и в море. Порты и морские терминалы,
расположенные севернее определенной широты, ограничивают активность, а то и вовсе
закрывают навигацию, — рассказывает начальник отдела контейнерных
перевозок RTL Alliance Светлана Фролова.
По ее словам, популярностью сейчас
пользуются более долгие маршруты через Оманский залив и обычно загруженный
Владивосток, одновременно с этим конфликт на Ближнем Востоке заставляет
искать другие варианты, вплоть до очень дорогого Северного морского пути.
— Любой каприз погоды может вызвать разрыв
цепочки поставок, задержку груза, — констатирует Светлана Фролова.
— Вот просто пример: сильный ветер — и в Колядичах
не работают краны, мороз минус 30 — фуры встали и так далее.
Словом, зимой в логистике горячий сезон, несмотря на мороз.
УТРО ЛОГИСТА НАЧИНАЕТСЯ С ПРОГНОЗА ПОГОДЫ?
Действительно ли
логисты и владельцы грузов следят за прогнозами погоды, так
же как банкиры — за курсами валют на торгах?
Начальник
отдела поставок «Смартон» Ксения Шило соглашается, что иногда это действительно
так. Например, логисты с пристрастием следят за новостями весной
в половодье, когда размывает железнодорожные пути, и за жарой
летом, когда могут быть запрещены поездки водителям. Полезно знать сезоны
ветров, дождей, засухи, жары, свойственные определенным регионам, которые
накладывают ограничения на движение различных видов транспорта.
— Сейчас все наблюдают за снежными заносами.
Пока Москву снегом заметало, машины в рейс не шли из-за нечищеных
дорог. Погодные угрозы актуальны в свой сезон, в своем регионе.
Например, случается, что на погранпереходе «Верхний Ларс» сходят лавины
с гор, в результате чего страдают фуры. Нашей компании сейчас
предстоит везти товар из Турции, и мы будем оценивать
вероятность схода лавин. Возможно, поедем через Азербайджан.
Правда, влияние сезонного фактора все равно сильнее
кратковременных капризов погоды, считает руководитель отдела продаж компании
«Интер-фрейт» Дмитрий Самуськов: все дело в том, что мультимодальные
перевозки, которыми занимается компания, — это перевозки с большим
сроком доставки, 30–50 дней, а погоду больше чем на три дня еще
никто не научился предсказывать.
— Например, мы учитываем сезон
тайфунов в августе-сентябре в Китае. Принимаем во внимание,
что зима — это напряженное время для автоперевозок, которые идут через
Среднюю Азию и Сибирь.
А теперь посмотрим, как же зима влияет
на логистику и что нужно учитывать с наступлением холодов
белорусским компаниям.
ЕСЛИ ГРУЗ ЕДЕТ ПО СУШЕ
Из-за того, что в Грузии закрыт переход «Верхний Ларс», сегодня осложнена
вся автомобильная доставка из Турции, в один голос говорят логисты.
Зимой это происходит очень часто, и задержки грузов в пути могут
доходить до месяца.
Есть альтернативный маршрут через Азербайджан.
Но это направление сейчас не справляется с грузопотоком,
а из-за очередей товары задерживаются в пути почти на две
недели, обращает внимание Дмитрий Самуськов.
— При
доставках из Китая зимой следует аккуратно относиться к перевозке
автомобильным транспортом, когда маршрут проходит через Россию и, в частности,
Забайкальск. Здесь надо принимать во внимание жесткий климат: сильные
морозы, бураны, метели, — делится наблюдениями специалист.
— На маршрутах через Казахстан морозы меньше, но больше буранов
и метелей, что тоже повышает риск задержек и аварий на дорогах.
Страдают зимой и железнодорожные станции: здесь
невозможны погрузка и разгрузка, когда объявляется штормовое
предупреждение. Например, в Минске станция Колядичи не работает
в сильный снегопад. Это может отнять у грузовладельца день-два.
Особенно критично это для тех, чей товар прибыл в новом составе:
приходится нести дополнительные расходы за хранение контейнера
на складе.
ЕСЛИ ГРУЗ ПЛЫВЕТ
ПО МОРЮ
Календарная
зима еще не началась, а белорусским импортерам и экспортерам,
запланировавшим доставку через Черное море, уже несладко: из-за шторма закрыт
порт Новороссийска.
— Шторм в Черном море сейчас сдвинул сроки
доставки в основном из Турции, через порт Новороссийска. Порт
не работал, настройка его работы займет какое-то
время. С уверенностью можно говорить, что это на одну-две недели
увеличит срок доставки, — рассуждает Дмитрий Самуськов.
По его словам, Турция сейчас — самое страдающее
направление из-за погодных факторов.
Традиционный фактор, с которым приходится считаться
компаниям, организующим поставки из Азии, — это сезон
тайфунов. Хоть его пик приходится на август-сентябрь, попасть
в неприятную ситуацию можно и в ноябре, когда закрываются порты.
— Был случай в Германии: мы целый месяц
не могли зайти в порт потому, что уровень воды в Рейне резко
упал. Взаимосвязь неочевидная, но она есть, — вспоминает случай
из практики Светлана Фролова из RTL Alliance. — А в январе-феврале
закономерны тропические штормы в Юго-Восточной Азии, которые доставляют
немало проблем.
Экспортерам, которым нужна доставка в Африку или
Латинскую Америку, всегда нужно учитывать такие трудности, как штормы
и циклоны. Но здесь судоходные компании из-за протяженности маршрутов
обычно успевают их обойти.
РАСХОДЫ НА НЕПОГОДУ
А кто
платит, если груз «завис» из-за шторма или метели?
В компании «Интер-фрейт» объясняют, что, как правило,
дополнительных затрат у компаний-владельцев грузов не возникает:
перевозчики необходимые расходы заранее закладывают в ставку перевозки.
Сама по себе непогода в большей мере влияет на сроки
доставки — в этом главные потери. И они могут быть достаточно
существенными, что периодически случается, например, во Владивостоке или
в Китае. Один-два тайфуна подряд — и нарушается цикличность отгрузок,
затариваются порты, суда в них встают на рейд, отчего задержки
в доставке могут достигать месяца или двух.
Начальник отдела контейнерных перевозок RTL Alliance
Светлана Фролова обращает внимание на то, что морские линии ответственности
за сроки доставки обычно не несут, указывая в договорах
«ориентировочные даты».
На суше, если возникает простой транспорта из-за
снежных завалов, нерасчищенных дорог, затраты несет перевозчик.
— На заказчика можно переложить расходы
в ситуации, когда груз не готов, например. А когда транспорт
заказан, то дополнительные расходы из-за погоды на клиентов логисты
не перекладывают. Но если транспорт еще не заказан,
а перевозчик уже понимает, что он простоит на границе, застрянет
где-то еще, потратит больше бензина, то он заведомо назовет
завышенный тариф, — предупреждает начальник отдела поставок «Смартон»
Ксения Шило.