«В фурах перезимовали и дождались
весны», — рассказывают белорусские дальнобойщики, которые из-за
ограничения по коронавирусу на несколько месяцев застряли
на грузовиках на афгано-узбекской границе. Пропускать водителей
отказываются узбекские пограничники, сигналы водителей о помощи
к белорусским и узбекским госорганам пока остаются без
удовлетворения.
Сообщения от дальнобойщиков о том, что они
из-за карантина застряли на границе между странами, AUTO.TUT.BY приходят
постоянно. Одни водители не могли транзитом проехать через Венгрию,
другие — застряли на границах Казахстана, России. Однако
чем больше времени проходит с момента введения ограничений — тем
меньше поступает таких сигналов: государства договариваются о том, как
дальнобойщикам перевозить грузы в таких непростых условиях. Но, как
оказалось, не всем удалось выйти из ситуации. Например, девять
белорусов на фурах сейчас стоят на границе Афганистана с Узбекистаном:
узбекские пограничники не впускают грузовики проехать через свою
территорию из-за карантина.
— Стоим в афганском Хайратоне
на границе, всего десять машин с разными номерами — белорусские,
литовские и российские. Но управляют ими белорусы. Самый «свежий»
грузовик приехал около месяца назад, есть парни, которые были здесь
в Новый год. А вчера приехали две казахские фуры — их тоже
не впускают узбеки, — рассказал Иван, один
из дальнобойщиков.
У тех дальнобойщиков, которые застряли
на границе первыми, сначала были проблемы с прохождением таможни.
Пока их решали, ввели карантин.
Водитель уверяет, что узбекской стороне местные власти
дали распоряжение: не пускать чужих в страну. При этом узбекские фуры
ездят туда-сюда.
— Мы сами и руководство наших фирм
барабанили по всем телефонам: никто решить вопрос не может. Афганцы,
кстати, просили узбеков нас пропустить, даже приносили стол на нейтральную
сторону — для переговоров, но с той стороны даже никто
не вышел. Узбекский полковник сказал нам: «Пропущу, когда мне дадут
команду». Ему все равно, что ограничения на передвижения через границу
не касаются грузоперевозчиков.
16 марта БАМАП получила информацию
от узбекской ассоциации AIRCUZ о том, что в Узбекистане
принимаются официальные меры против распространения COVID-19. Сообщалось, что
ограничения не касаются международных автомобильных перевозок грузов.
Белорусы вынуждены жить в кабинах своих
грузовиков, моются водой из Амударьи, за продуктами и питьевой
водой ходят в деревню.
— Нам действительно очень тяжело жить
в таких условиях, температура воздуха днем здесь 26−29 градусов, жрет
мошкара. Когда нас пустят мы не знаем, у узбеков ограничения
до 1 мая, но, возможно, их продлят, и тогда мы здесь
останемся еще дольше…
Сегодня же пришла новость о том,
что на границе Казахстана и Туркменистана умер водитель
из Беларуси. Уже около 10 дней фуры не могут пересечь рубеж из-за
закрытия КПП туркменской стороной. Водители жалуются, что у них нет воды,
на исходе продукты.