Украинский дальнобойщик поделился воспоминаниями и
рассказал, как работалось водителям в Советском Союзе.
Автор youtube-канала
Александр Брежнев побеседовал с бывалым украинским дальнобойщиком, который
начал свою карьеру в советские времена, и узнал, как работалось водителям
грузовиков в СССР.
Ты застал еще работу
в СССР, да? Сколько тебе лет было, когда начал работать?
— Конечно! Мне было 25 лет.
А почему решил стать
дальнобойщиком?
- Я любил ездить по стране. Любил историю. С удовольствием
ездил по российским городам: Вологда, Новгород, Питер, Москва. Я все музеи
обходил, все исторические места, я любил путешествовать. Мне нравилась эта
работа, потому что работали мы не как сейчас: шаг вправо или влево – считается
побегом…
Раньше не было мобильников. Тебя загрузили, ты приехал,
выгрузился, а тебя ждала обратка. Ты мог взять её сразу и поехать домой, а мог
взять халтуру, за наличку мотануться в соседний город. Этими деньгами нужно
было поделиться с отрядным или с руководством, и тогда все были довольны.
Я тогда жил и работал на севере, зарабатывал около 1100
рублей. Это были бешеные деньги! «Москвич» в те времена стоил 4000-4500.
Я разговаривал с людьми, которые жили в Запорожье, на
Украине. Там зарплаты были поменьше, 600-800 рублей.
Я удивляюсь, когда кто-то говорит, что тогда мы плохо жили.
Обучение было бесплатное, лечение было бесплатное, отпуск каждый год давали.
Зарплаты были нормальные, и ты не боялся потерять работу: тебя что-то не
устраивает – пишешь заявление и уходишь в другое место. А в наше время отпусков
нет, зарплату толком не платят, налогами обложили, живём в этих двух метрах
квадратных, потому что ты никуда не пойдешь – денег нет. Ну какой смысл идти в
город и бродить от нечего делать? Можно вот и по полянке побродить.
А раньше, наверное,
после рейса приезжали в ресторан шли?
— Ну 10 рублей стоил вечер в ресторане - почему бы и нет? Я
помню в Новгород приехал, пошел по кремлю гулять, а там ресторанчик. Ну как
местной медовушки не попробовать? Конечно попробовал. В Вологде то же самое.
А стоянки какие раньше были! Помню одну возле Петрозаводска:
возле речки, и у каждого была удочка. 10 машин встало морда к морде: один
костер разведёт, второй картошку почистит. Остальные с удочками встали, по
рыбке поймали, вот и уха готова, а к ней 150 грамм. И не думали о том, что
кто-то к кому-то залезет, что-то украдет или заложит что выпил. А сейчас
границу переходишь, встал на отстой и боишься даже бутылку пива достать: если
погранец увидит, сразу же позвонит в полицию, и утром тебя встретят.
Раньше в дальнобой не так просто было попасть. Нужно было
написать заявление, после тебя приводили в бригаду. Ходку-две сделал – и если
не подходил к коллективу, тебе просто объясняли, что есть другие отряды, другие
бригады, ты у нас работать не будешь.
А сейчас что творится! Берут кого попало, по объявлению,
ездить на трассах страшно. Помощи ни от кого не дождешься: сломался – будешь
стоять и с голоду помрешь.
Остались, конечно, люди, но чтобы кто-то помог, стоять надо
долго. Я однажды часа два ждал помощи, остановился дедушка на газончике.
На MAN у меня протектор снялся на ходу – благо, что
потихоньку ехал. Нужно было два домкрата. Кричал-кричал по рации – вымерли все
полностью. Слушаю, что кто-то разговаривает, встреваю в разговор – и сразу
тишина полная. Что в Румынии, что в России.
А раньше помогали
люди. Попросишь помощи – первая же машина останавливается. А что можно было на
1100 рублей себе позволить? Какой уровень жизни поддерживать?
— Ну смотри, раньше за свет платили 2 копейки. А сколько
сейчас платим? Я даже не знаю: не лезу в эти дела, отдаю деньги жене.
Можно было построить дом большой: у нас в Крыму у многих
дальнобойщиков были дома-хоромы - за заборчиком, чтобы никто не завидовал.
— Да, про них говорили – «бедный-несчастный камазист
построил». А сейчас всё не так. Недавно был в Дагестане, мне звонит жена и
говорит – получила зарплату, заплатила за свет и за воду, вышли мне денег,
потому что кончились уже. Вот такая жизнь в Украине.
Сейчас многие
пытаются работать за границей, в Польше, в Прибалтике.
— У меня есть друзья, которые уже 6 лет работают в
Прибалтике. Сегодня они уже хотят вернуться, потому что их там буквально
зажали. Получают они 63 евро в день, на рефах платят 73 евро, но там есть свои
минусы – ты можешь прозевать температуру, испортить товар, и потом до конца
своих дней будешь хлебать эту испортившуюся молочку вместе со своей семьей.
Я их спрашиваю – как дела? Какие тут зарплаты? Они
рассказывают – 1800 евро в месяц выходит. Сумма неплохая, но при этом очень
много денег уходит на еду, сигареты, гигиену, гостиницы. Остаётся около тысячи.
Как-то приехал в Польшу, встретил ребят со Львова. Спрашиваю
– сколько зарабатываете? Слышу ответ – 1500 долларов, вроде неплохо. Но они
живут там по 3 месяца, питаются, курят, выпивают, оплачивают гостиницы. Я
подсчитал, сколько остаётся после всех этих расходов – получается около 500
долларов. Ну и чего ты врешь-то? Копейки платят!
А в Советском Союзе
дороги были лучше или хуже?
— Лучше. Тогда ведь не возили такие тяжелые грузы. Я,
допустим, таскал шаланду на КАМАЗе. Даже если я вез 5 тонн, мне путевку
закрывали полным весом 15 тонн. По пальцам могу сосчитать случаи, когда мне
давали полную загрузку. Как правило, никто не возил даже 15 тонн. Это уже потом
начали…
Дальнобойщики сильно
уставали?
— Выкладывались. Я, допустим, с Мурманска выехал на Питер –
мне закрывали путевку не более чем на 400 километров в день. Ночью тебя гаишник
останавливает и говорит – добрый вечер (тогда они культурные были!), ваши
документы. Путевой лист, ТТН, откуда груз, куда едем.
Гаишник права в карман кладет и говорит – утром подойдете, а
сейчас на обочину и спать!
До поста и после поста грядками машины стояли.
Гаишник переживал, чтобы
ты отдохнул и не разбился?
— Да! Допустим, из Мурманска в Питер 1500 километров – почти
четверо суток. Я на КАМАЗе, мог проехать их за двое и взять халтуру, но
получалось далеко не всегда.
А питался где?
— Кафе, столовые. Командировочные давали 2.20 в сутки, а
гостиницы оплачивались отдельно. На 1.10 можно было в столовой набрать столько,
что ты не съешь, а завтрак стоил 50 копеек.
Вот как жилось в Советском Союзе! А американские
дальнобойщики тогда работали как папа Карло. Им надо было заработать побольше,
три дома купить, машину… и умереть в 40 лет. А у нас, смотрю, были какие-то
нормативы, которые не давали тебе как сумасшедшему работать. Отработал 8 часов
и пошел жизнью своей заниматься.
— Мало того, если я приехал раньше, а шабашек не было, я
даже права не имел заявиться в гараж! Если мне давали с Мурманска на Питер 8
дней, а я рейс сделал за 6, то 2 дня где хочешь стой – хоть у дома грузовик
оставляй.
Я так жалею, что в
Союзе не поработал. Я как раз дитя перестройки, только в 90-х закончил
транспортный техникум и пошел работать челноком.
— Может оно и к лучшему, что ты в 90-е в дальнобой не пошел.
Да, там убивали и грабили, но я хотел поработать именно в
СССР, когда был порядок, не было преступности. Нам ведь американцы устроили эту
перестройку, фактически, уничтожили Советский Союз, рассорили все эти
республики. А ведь я тоже мог бы 1100 рублей заколачивать!
— Ну, это на севере было.
Да мне бы и 500
хватило.
— 500 в Запорожье зарабатывали сварщики. Хотя отец мой был
главным инженером Днепроэнерго, и оклад у него был 120 рублей. Такие большие
зарплаты были не у всех!