За второе полугодие 2024 года
в Беларуси заметно вырос спрос на импортные перевозки.
В то же время спрос на экспортные и внутренние перевозки
увеличивался более плавно. Об этом рассказали Office Life представители международной
«Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU».
КАКАЯ СИТУАЦИЯ НА ВНУТРЕННЕМ
РЫНКЕ
Заявок на перевозки
на внутреннем рынке Беларуси в II квартале стало больше всего
на 4% по сравнению с апрелем — июнем 2023-го.
Но данные за первое полугодие показывают более существенный рост:
плюс 29%.
В свою очередь ставки остаются
стабильными: плюс 7% за II квартал и всего плюс 1% за первое
полугодие, если сравнивать с теми же периодами прошлого года.
ЭКСПОРТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Количества заявок на экспортные
перевозки в первом полугодии стало больше на 16%. Основной объем
традиционно обеспечивает Россия: плюс 10% в II квартале и плюс 13%
в первом полугодии.
Ставки на российском
направлении также подросли: плюс 8% за II квартал и плюс 17%
за полугодие.
В то же время некоторые
направления показывают более внушительную динамику. Так, спрос
на перевозки из Беларуси в Казахстан в первом полугодии
увеличился на 37%. А Польша и вовсе показала четырехкратный
рост.
ИМПОРТНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
Что касается перевозок
из других стран в Беларусь, в первом полугодии их стало больше
на 72% год к году. Примечательно, что и здесь внушительные цифры
демонстрирует Польша: плюс 164% в II квартале и плюс 101%
в первом полугодии. Выросли на польском направлении и ставки.
По словам директора компании —
представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяны
Солдатенко, в случае с Польшей речь скорее идет
о перераспределении европейского грузопотока, чем о реальном
увеличении спроса:
К началу 2023-го Польша закрыла
все, кроме одного, пункты пропуска на границе с Беларусью. Перевозчики
и грузоотправители продолжили работать с ЕС, но переключились
на литовские и латвийские маршруты, так как там пересечь границу было
проще. Во второй же половине 2023-го, когда Литва и Латвия тоже
сократили количество работающих пунктов пропуска и ввели свои ограничения,
осложняющие работу перевозчиков, логистические цепочки вновь пролегли через
Польшу. И на фоне резкого снижения в первом полугодии 2023-го,
в январе — июне 2024-го динамика выглядит внушительно. А рост
ставок — логичное последствие издержек из-за простоев в очередях
на границе.
Наибольший объем в импорте, как
и в экспорте, по-прежнему обеспечивает российское направление. Здесь
зафиксировали рост на 56% за II квартал и на 76%
за первое полугодие год к году.
Еще более значительную динамику показывают
Китай и Казахстан. Количество заявок на перевозки из Китая
в Беларусь выросло на 260% за II квартал и на 174%
за первое полугодие, из Казахстана — на 152% за II
квартал и на 144% за первое полугодие.
Как отмечает Татьяна Солдатенко,
ситуация с ужесточениями в перевозках с европейскими странами
оборачивается тем, что игроки рынка все чаще ищут не обходные пути,
а новых поставщиков. И находят их в восточном направлении.
Этим частично и обусловлен такой рост на перевозки из Китая
и Казахстана. К слову, что касается Китая, то взрывной рост
спроса на автомобильные перевозки из этой страны сейчас наблюдается
и в России. Это связано с проблемами в перевозках
по железным дорогам, что вынуждает грузоотправителей использовать
автомобильный транспорт, который раньше считался не очень рентабельным
на этом направлении.