Если верить экспертам и
участникам рынка, голоса которых звучали на форуме и в кулуарах
TransRussia-2023, транспортная отрасль переживает этап если не бурного роста,
то невероятного подъема. Как заработать в новых логистических условиях –
эксперты готовы поделиться идеями.
Год, изменивший логистику
«В целом для транспортной системы – год успешный. Компании удалось сделать
то, что не удавалось в последние 15 лет», – заявил Андрей Павлович, директор по
логистике и фулфилменту «М-Видео-Эльдорадо». Со столь громкого заявления он
начал стратегическую сессию «Логистика России в условиях многополярного мира».
Да, каждый день добавляются новые вводные, но большие задачи решаются:
бизнес вывел транспортный рынок России на новый уровень, а на сам рынок России
– новые бренды, продолжил Андрей Павлович. Участники дискуссии выступающего
поддержали. За год рынок пережил уход крупнейших мировых игроков и конкурентную
борьбу за освободившиеся линии.
Так, о запуске линии из Китая в Петербург рассказал Герман Маслов,
вице-президент по линейно-логистическому дивизиону транспортной группы
FESCO. «Это знаковое событие не только для компании FESCO, а в целом для
индустрии. Лет 5-10 назад ни одна российская компания по этому маршруту не
работала. Здесь работали крупные сторонние морские перевозчики», – добавил он.
В 2023 году на линию выйдут шесть судов, говорит он. В этом году компания
намерена увеличить контейнерный парк до 160 тысяч TEU. В мае контейнерный парк
FESCO составит уже 150 тысяч TEU, сообщает пресс-служба компании. Герман Маслов
заявляет, по итогам 2023 по сравнению с 2021 годом контейнерный парк увеличится
более чем на 70%. «Это – одна из цифр, которая позволяет оценивать
изменения на транспортном рынке России. Мы строим суда, покупаем фитинговые
платформы. И так делает не только FESCO, так делают все крупные и средние
игроки, которые намерены заместить крупные транспортные, но иностранные
компании», – продолжает он.
Россия с достоинством вышла из проблемного периода и для всей логистики в
целом – мы пережили год возможностей, резюмирует итоги стратегической сессии
Евгений Шакалида, генеральный директор «Траско». С его слов, в 2022 году
произошло долгожданное для автоперевозчиков событие: клиенты за услугу
расплачиваются тут же, а не спустя 90 дней. Транспортные компании, которые
научились работать в этот сложный период, не только выжили, но и вышли в плюс,
рассуждает он.
Разворот на восток
«Международный перевозчик, к моему большому сожалению, мельчает. Российские
автоперевозчики лишены возможности работать в Европе. Да, появились новые
направления – Китай, Средняя Азия, Турция, Ирак. Но если сопоставить объемы, то
он, конечно, гораздо меньше, чем грузопоток из Европы», – говорит Евгений
Шакалида.
Из-за коронавирусных ограничений в 2022 году автоперевозчики лишились
возможности контроля погрузки. В Китай уходил транспорт и возвращался с
каким-то грузом, продолжает он.
«Работали в условиях бизнес-риска. Да, эти риски брали на себя. Иначе не
выжить и заработать. И это получилось», – говорит Евгений Шакалида.
Но заработать деньги получалось в моменте, а в перспективе – все не так
однозначно, говорят автоперевозчики в кулуарах Международной выставки. В
прошлом году редкая компания решалась обновить автопарк. Впрочем, и в 2023 году
мало кто готов взять на себя риски закупать большегрузы в Китае. «Хотелось бы
получать более качественные автомобили», – в этом РЖД-Партнеру признались сразу
несколько автоперевозчиков.
Если верить спикерам в кулуарах, то в 2019 году – до пандемии – морским,
авто- или железнодорожным транспортом везли 80% грузов из Китая и лишь 20%
грузили на самолеты. Стоимость авиаперевозки каждого килограмма тогда составляла
$6, и тогда эту цену называли неподъемной. В 2020 году она выросла до $12, но
она считалась вполне рыночной, настолько, что в 2022 году грузы из Китая
вывозили даже в пассажирских салонах. В 2023 году цена, как говорят участники
рынка, стабилизировалась и достигает $10 за кг. Россия закрыла статистику
по экспорту и импорту из Китая, поэтому бизнес изучает статданные у таможни
Китая. Согласно статистике соседа, Россия не изменила объемы покупок резиновых
тапочек, говорит Дмитрий Шмелев, руководитель подразделения международных
авиаперевозок Major Cargo Service.
«В минувшем году 42% импортируемой продукции – бытовая электроника, за год
доля увеличилась на 15%. Ввозят в Россию медицинское оборудование, запчасти к
нему, а также станки и комплектующие для автоматизации производства и одежду.
Важно, 10% от всех импортных поставок – это образцы. Это значит, что участники
рынка ВЭД ищут замену европейским и американским поставщикам. Активно тестируют
и сертифицируют продукцию», – говорит Дмитрий Шмелев.
В кулуарах же участники рынка говорят, что через Китай в Россию ввозят
«трендовые грузы». «Владельцы – европейцы.
Они официально отказались от торговли. Но им очень надо совершить
поставку, и мы идем к ним на помощь и предлагаем бондовые склады, с которых
совершаются отгрузки. Разрывные накладные – вновь актуальны», – говорит
собеседник РЖД-Партнера.
Выставка, которая смогла удивить
В 2023 году на выставку TransRussia приехало официально более 27
тыс. человек, это на 45% больше, чем годом ранее. Сотрудничество россиянам на
сессиях, в коридорах и кулуарах TransRussia предлагали китайцы, корейцы,
индийцы. Весьма приятные и выгодные предложения есть и от бизнесменов Ирана и
Пакистана. Отдельные стенды – Казахстан, Белоруссия, Азербайджан, предложения
которых нельзя оставить без рассмотрения. В кулуарах шли разговоры с логистами
из Америки и Франции. Однако больше всего было представителей Китая.
Доклады представили 185 спикеров-экспертов отрасли. Слушатели панельных
дискуссий задавали острые вопросы, спорили с докладчиками и даже аплодировали
после выступлений. Овации сорвала Марья Дей, генеральный директор PONY EXPRESS.
Она заявила о необходимости создания в России нового профессионального
праздника – Дня логиста.
«Однозначно, логистика – новая нефть. Это – правильная формулировка. Наша
задача – воспитывать супер-мега-профессиональных логистов во всех видах и
отраслях. Логистика – многофакторная модель. Был Год учителя, почему бы не
сделать Год логиста?», – зал в ответ на это предложение долго и бурно
аплодировал.