Подержанные детали планируется использовать при ремонте по ОСАГО и Каско.
Кабмин поручил Минэку, Минфину и Минпромторгу рассмотреть возможность создания индустрии по восстановлению подержанных автозапчастей для их дальнейшего использования, в том числе в рамках ремонта автомобилей по ОСАГО и Каско. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на письмо вице-премьера Дениса Мантурова министру экономического развития Максиму Решетникову, министру финансов Антону Силуанову и замминистра промышленности и торговли Василию Осьмакову.
В феврале с инициативой создать индустрию для массового восстановления и использования б/у автозапчастей выступили в совместном письме на имя председателя Правительства Михаила Мишустина главы четырех комитетов Госдумы – по финансовому рынку, аграрным вопросам, транспорту и развитию транспортной инфраструктуры, строительству и ЖКХ.
Вопрос восстановления бывших в употреблении компонентов затрагивается в Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации до 2035 года и требует детальной проработки, в том числе с точки зрения стандартизации и сертификации такой деятельности, а также влияния использования таких компонентов на безопасность эксплуатации транспортных средств.
После аварии чаще всего меняют задний и передний бампер (12,8 и 7,1% ремонтов соответственно), следует из данных Российского союза автостраховщиков (РСА). К часто ремонтируемым также относятся двери, крышки капота и багажника, бамперы, зеркала, крылья и световые приборы (фары, фонари).
Их стоимость составляет около 70% от страховой выплаты и использование восстановленных подобных автодеталей беспокоит страховщиков в первую очередь.
Нехватка запчастей вызвала снижение доли ремонтов автомобилей по ОСАГО в конце 2022 года до 5%. Из-за роста денежного возмещения к декабрю средняя выплата по ОСАГО достигла примерно 91 000 рублей, что на 23% больше, чем в декабре 2021 года. В сегменте легковых автомобилей рост составил 17%.
Для создания нового института потребуется принять законопроекты о порядке утилизации транспорта с повторным использованием комплектующих, говорится в письме депутатов на имя Мишустина. Также предлагается обязать восстанавливать автодетали российских и иностранных автопроизводителей на территории России.
В Госдуме предлагают сформировать требования к предприятиям по восстановлению комплектующих, ввести правила маркировки, обязать изготовителей авто раскрывать сервисную и техническую документацию, привлекать к ремонту б/у деталей малый и средний бизнес, предусмотрев для них экономические и налоговые льготы, а также ввести таможенную защиту для внутренних производителей от внешнего рынка по локальным артикулам.
Необходимо законодательно исключить претензии правообладателей по сохранению оригинальных кодов восстанавливаемых деталей, а также создать центр, который объединит восстановителей б/у запчастей и станции техобслуживания.
Страховщики предлагают определить перечень запчастей, допустимых к восстановлению (они должны быть без потери качества после ремонта и без ущерба безопасности эксплуатации ТС), а также перечень узлов/элементов, в которых такой ремонт недопустим. Восстанавливать можно только те детали, которые в результате ремонта могут быть пригодными для безопасной эксплуатации автомобиля: капоты, крылья, бамперы, двери, если они правильно отремонтированы и установлены.
Действующий закон об ОСАГО не запрещает ремонт восстановленными запчастями, который возможен по соглашению с автовладельцем. Необходимость доплаты зависит от конкретной ситуации. Но закон не предусматривает, что такой порядок урегулирования страхового случая может быть согласован уже на этапе заключения договора страхования.
Напомним, в зарубежных странах, в ЕС, США, КНР, Турции и ЮАР, сектор восстановления и использования б/у запчастей широко развит и поддерживается государством. Оборот таких деталей для ремонта автомобилей составляет до 50% рынка.