В Беларуси
резко увеличился спрос на импортные перевозки — сразу на 126%
по сравнению с тем же периодом прошлого года.
При
этом большую часть грузов везут из России. Растет
и экспорт — на 19%. Об этом Office Life рассказали
представители Биржи автомобильных грузоперевозок ATI.SU, проанализировав данные
за III квартал.
ИМПОРТ
Цены на международных направлениях за год выросли
на 19%. Заявок на перевозку в Беларусь за квартал стало больше на
26%, а за год — на 126%.
В импорте грузоперевозок тенденцию определяет
Россия: рост на 27% по сравнению с II кварталом
и на 149% — с тем же периодом 2022-го. Вырос спрос
и на доставку грузов из Казахстана и Китая —
на 16 и 44% соответственно по сравнению с аналогичным
периодом прошлого года. Польша и Германия закономерно показали снижение
в годовом выражении, но по сравнению с II кварталом они
тоже продемонстрировали небольшой восстановительный рост.
По словам директора компании — представителя Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяны Солдатенко, интерес к доставке грузов из России понятен и закономерен: таким образом белорусские перевозчики компенсируют потерю европейских грузов. А на фоне серьезной нехватки водителей большегрузов в этой соседней стране и увеличения ставок работа на данном направлении становится выгодной для белорусов.
ЭКСПОРТ
Что же касается экспортных перевозок, по итогам
III квартала количество заявок на перевозки из Беларуси в другие
страны сократилось на 5% по сравнению с II кварталом,
но в годовом выражении — выросло на 19%. При этом цены
на перевозки в другие страны за год увеличились примерно
на 30%.
По абсолютным цифрам здесь тоже лидирует
Россия: основное количество перевозок совершается именно в эту
страну, и в III квартале спрос на перевозки в данном
направлении вырос на 21% по сравнению с тем же периодом
прошлого года. У Казахстана динамика более внушительная — плюс 48%.
Но перевозки в Казахстан — это, скорее всего, перевозки
европейских грузов, которые в статистике биржи номинально становятся
белорусскими после процедур перецепки/перегрузки на нашей границе
со странами ЕС, подчеркивает Татьяна Солдатенко.
Следует отметить, что с 9 октября Казахстан
вновь ввел ограничения на перевозки перецепленных
и перегруженных товаров из Беларуси, и, вероятно, в следующем
квартале динамика будет не столь внушительной. Белорусским перевозчикам
в целом станет сложнее работать с европейскими грузами, ведь через
Казахстан пролегает много транзитных маршрутов и белорусские перевозчики
работали по этим направлениям, доставляя туда грузы от европейских
границ. Теперь же такой возможности у них не будет.
ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕВОЗКИ
По внутренним перевозкам количество заявок
незначительно сократилось по сравнению с II кварталом —
на 6%. При этом в сравнении с аналогичным периодом прошлого года
зафиксирован огромный рост — плюс 154%.
Ставки на грузоперевозки по Беларуси
за год подросли всего на 8%.