Росавтодор утверждает: в России не хватает теплых солнечных
дней, чтобы производить ремонт в необходимых объемах.
На прошлой неделе стало известно о проекте нового ГОСТа,
разработанного НИИ транспортно-строительного комплекса по заказу Росавтодора.
Согласно положениям документа, укладка дорожного полотна станет допустимой даже
в неблагоприятных погодных условиях. В дорожном агентстве уверены: такие
изменения необходимы, потому что во многих регионах России климатические
условия не позволяют провести все запланированные работы в теплое время года.
Укладывать асфальт на снег и лужи недопустимо, и авторы
нового ГОСТа прекрасно это понимают. Предполагается, что в непогоду нижний слой
дорожного полотна необходимо будет должным образом подготовить: очистить от
снега, просушить специальными машинами и обработать реагентами.
Определен диапазон неблагоприятных температур, при которых
допустимо укладывать асфальт: от +10°С зимой и осенью (+5°С весной и летом) до
-10°С в любое время года. Асфальт необходимо подвозить на машинах с подогревом
кузова или тентом, он должен остывать не быстрее чем на треть градуса в минуту.
Работы необходимо приостановить, если на улице поднимется ветер (быстрее 6 м/с)
или начнутся осадки (более 5 мм в сутки). На скоростных автодорогах укладывать
асфальт в неблагоприятных условиях можно будет только летом.
В теории асфальт, уложенный с соблюдением всех необходимых
требований в неблагоприятных условиях, не будет отличаться от асфальта,
уложенного в хорошую погоду. На деле же требования техрегламентов соблюдаются далеко
не всегда, особенно на региональных автодорогах.
– Чтобы горячий асфальт приклеился к покрытию, оно должно
быть таким же горячим и сухим. Но в ДРСУ далеко не везде есть специальная
техника, которая предназначена для просушки и нагревания подложки под асфальт.
Сплошь и рядом рабочие если даже не кладут асфальт откровенно в лужи, то
осушают их «кустарными методами»: с помощью метел и газовых горелок. Понятно,
что такое покрытие рассыплется прежде, чем ДРСУ отрапортует о проведенном
ремонте, – говорит активист организации ОНФ «Убитые дороги» Николай Мельников.
Мельников уверен: нововведения, лоббируемые Росавтодором, фактически узаконят "халтурный" ремонт, позволят дорожникам работать спустя рукава. У руководителей дорожного хозяйства, утверждает эксперт, окончательно пропадёт мотивация ремонтировать дороги качественно.
– Наши подрядчики работать в снег и дождь не умеют. Такие
объекты спустя некоторое время разваливаются, – говорит депутат Госдумы
Александр Васильев. – Тем более что в регионах контроля за ремонтом почти нет,
какая техника используется, непонятно.
Депутат уверен: по новому ГОСТу сможет работать несколько
крупных компаний – у остальных не найдется необходимой техники.
– Дорожники давно проводят работы при низких температурах, –
считает начальник контроля качества территориального управтодора Новосибирской
области Эдуард Луцык. – При соблюдении всех условий, утеплении катков,
применении разогревателей, качество укладки не страдает. Другое дело, что
обеспечение этих условий требует существенных затрат.
Сам по себе ГОСТ эксперты оценивают скорее позитивно, но
наибольшие опасения у них вызывает соблюдение стандартов. Эти опасения
небезосновательны: периодически из регионов приходят новости о дорожном
ремонте, который проводится в неблагоприятных дорожных условиях. Дорожники
нередко пренебрегают установленными нормативами, и для недобросовестных
подрядчиков новые правила действительно могут стать прикрытием, которое поможет
оправдать халтурную работу.