В марте рынок увеличился на 51,3% – до 11,3 тысяч штук.
Российский рынок грузовиков в I квартале вырос более чем
на 20%. Лидерство сохраняет «КамАЗ», но его доля снизилась с 40% до 25%.
Остальные места в пятерке лидеров заняли китайские бренды.
По данным «Автостата», в
марте рынок и вовсе увеличился на 51,3%, до 11,3 тыс. штук. Лидером остается
КамАЗ, занявший 25% рынка по итогам января-марта, но его доля годом ранее
составляла 40,3%.
На Sitrak приходится
15,2% продаж, который годом ранее не был представлен на рынке. Еще 13,5% – у
Shacman, у FAW – 8,9%, Howo – 6,8%.
По сравнению
с концом 2022 года, по данным «Авито Авто», спрос на новые грузовики вырос на
2,4%, на подержанные – на 5,2%. Средняя цена автомобилей с пробегом в
январе-марте составила 1,7 млн рублей, новых – 9,2 млн рублей. Среди последних
наибольший спрос пришелся на машины из КНР. В топ-5 попали три модели.
– В этом году за счет
отсутствия на рынке европейских марок и их замещения китайскими добавилось
влияние китайского нового года. В итоге большая часть отгрузок, которая
происходила в январе-марте, – это сделки, закрытые еще в 2022 году. На фоне
роста курса юаня техника, которая покупалась по более низкому курсу,
расхватывается, – рассказал «Коммерсанту» гендиректор «Автоспеццентр
Котляковка» (комтранс) Илья Молчанов.
Наибольшим спросом
пользуются магистральные тягачи с колесной формулой 4х2, добавляет эксперт, и
самосвалы (8х4 и 6х4), которые традиционно нужны весной к началу работы
карьеров.
Наиболее
востребованы на «Авито Авто» в первом квартале самосвалы Shacman (Shaanxi)
X3000 – 12% от общего спроса на новые грузовики. Модели «КамАЗа» идут следом.
Shacman X3000 в среднем
обойдется в 9,5 млн рублей, КамАЗ 43 118 – в 10,1 млн рублей, КамАЗ 65 115 –
8,7 млн рублей. Высокий спрос на самосвалы FAW CA3310 (2,8% запросов контактов)
и Howo T5G 8х4 (2,7%) со средними ценами в 8,2 млн и 9,8 млн рублей
соответственно. А также Sitrak C7H и Howo HW76 (тягач или самосвал).
На китайские марки
приходилось почти 80% рынка самосвалов, 64,1% сегмента седельных тягачей и
58,1% строительной техники, оценили в НАПИ по итогам января-февраля.
Спрос на
грузовую технику продолжает оставаться стабильным, незначительно превышая
показатели прошлого года, но заметно лучше итогов первого квартала 2021 года.
– При этом, несмотря на
запущенную программу льготного лизинга, которая предполагала приобретение с
субсидией новых машин, выдачи грузовиков с пробегом в первом квартале 2023 года
выросли на 56% по сравнению с первым кварталом 2021 года, а вот выдачи новой
техники – всего на 21%, – констатируют в ЛК «Европлан».
В настоящее время
средства на льготный лизинг исчерпаны и правительство обсуждает перезапуск
программы для грузовиков.
Гендиректор ООО «Завод
КДМ» (занимается выпуском коммунальной техники) Ольга Соловьева отмечает, что
спрос на грузовики в первом квартале 2023 года был очень высокий, благодаря
началу строительного сезона. Компания увеличила продажи дорожной и коммунальной
техники на базе отечественных и китайских шасси на 20%.
Так, 55% шасси, на
которых предприятие сейчас выпускает технику, – КамАЗ, 28% шасси – МАЗ, 17% –
китайских брендов.
Напомним, в 2022 году
отечественные предприятия выпустили 61 000 грузовых автомобилей.