О плюсах и минусах работы в «семейном подряде», о поиске
заказов, встречах с бандитами и о многом другом рассказывают супруги из
Ивановской области, Дмитрий и Ирина Найденовы.
Как давно вы работаете
в грузоперевозках?
— Свое дело начали в начале 2014 года. Именно тогда купили
сцепку – машину и прицеп. А до этого около пяти лет Дмитрий работал наемным
водителем в разных компаниях.
Почему решили ездить
вдвоём? Каковы минусы и плюсы работы в «семейном подряде»?
— Начали ездить вдвоем случайно. Во время своего отпуска я
(Ирина) пару раз напрашивалась с Димой в рейс из любопытства. Тогда у нас еще
не было своего грузовика, но нам понравилось вместе работать и одновременно
путешествовать по стране. Поэтому, когда приобрели свою грузовую машину, решили
ездить вдвоем – туда, куда хочется именно нам.
К плюсам можно отнести то, что дальнобойная жизнь не
разделяет нашу семью на мужа, который, наматывая километры, тоскует о доме и
жену, которая с нетерпением ждет возвращения любимого из очередного рейса.
Кроме того, не нужно подгадывать совместные выходные и
отпуска. Мы всегда вместе – и на работе, и на отдыхе.
Главный минус – редко, но бывает так, что меня не пускают на
территорию погрузки/выгрузки. Тогда приходится погулять. Но мы стараемся такие
заказы не брать. Еще вдвоем бывает тесновато в нашей небольшой кабине.
Нам часто пишут в комментариях, что проводить вместе так
много времени в ограниченном пространстве нереально, потому что мы надоедим и
даже возненавидим друг друга. Но пока этого не случилось.
Не страшно ли было
покупать подержанный грузовик? Сколько времени и сил пришлось в него вложить,
продолжаются ли вложения до сих пор?
— Конечно, было страшно. Покупать видавшую виды машину – это
всегда риск, а в нашем случае – риск еще больший, так как тягач у нас изрядно
подержанный. Но нам повезло. К счастью, машина оказалась крепкая и надежная.
Конечно, она требует постоянных денежных вложений, но это не астрономические
суммы. Дмитрий очень хорошо знает техническую часть и заранее уделяет внимание
проблемным местам в грузовике, пока это не превратилось в крупную поломку. На
данный момент наш грузовик окупает себя и содержит нас.
Подержанный Volvo FL-10 обошелся Дмитрию и Ирине в 550 тысяч
рублей
Не возникает ли желания
устроиться в транспортную компанию пусть на меньший, но на стабильный оклад –
или плюсы работы на себя перевешивают неудобства?
— Нет, не возникает. Работая наемным водителем, Дмитрий
мечтал о своей фуре, потому что работая на себя, ты можешь выбирать маршрут,
тип груза, график и т.д. А если что-то не устраивает, просто не берешь заказ.
Наемный водитель не может позволить себе такую роскошь.
Нет ли сложностей с
поиском заказов? Сколько в среднем удаётся заработать за месяц?
— В последнее время количество заказов заметно сократилось. По нашему мнению, это является прямым отражением общего состояния экономики в стране, так как грузоперевозки являются неотъемлемой частью практически любого производства.
Часто спасает то, что за пять лет на рынке грузоперевозок мы
наработали небольшую базу надежных партнеров, которые «подкидывают» нам
неплохие заказы.
В плане заработков ответить сложно, потому что месяц на
месяц не приходится. Бывало, что мы не возвращались из рейса по шесть недель –
тогда привозили неплохо. А бывало, что месяц ремонтировали грузовик и
параллельно отдыхали. И этот месяц получался в минус.
Правительство
ужесточает контроль за перевозчиками. Повышается собираемость штрафов по
«Платону», развертывается сеть АСВГК. Чувствуете ли вы это ужесточение,
приходилось ли сталкиваться с его последствиями?
— Конечно, чувствуем. Пять лет назад работать было
значительно проще. Сейчас же, перед тем, как тронуться в путь, следует
заполнить кучу документов, что очень отвлекает от самой работы. Пренебречь этим
нельзя, так как штрафы очень большие. Кроме того, мы стараемся брать для
перевозки легкие грузы, чтобы исключить ошибку АСВГК. Эти ошибки действительно
происходят, а возможность контрольного взвешивания есть далеко не всегда.
О нарушении узнаешь
только, когда получишь «письмо счастья», и поэтому доказать свою невиновность в
суде практически невозможно.
Удаётся ли соблюдать
режим труда и отдыха?
— Нам удается почти всегда, потому что мы стараемся не брать
заказы с короткими сроками доставки. И это еще один плюс работы на себя. Однако
очень часто заказчиков абсолютно не интересует, каким образом водитель будет
соблюдать РТО – сроки очень жесткие. Нам часто встречаются уставшие и не
выспавшиеся водители, работающие в транспортных компаниях.
Есть ли криминал на
российских дорогах? Встречались ли вы с грабежом или рэкетом, или слышали об
этом от других водителей?
— Про криминал мы, конечно, слышали. Да и к нам пару раз
среди белого дня подходили подозрительные типы. Они говорили, что стоять здесь
можно только, если им заплатить, и намекали, что в противном случае, проколют
колеса, разобьют стекло или сделают что-то похуже. Мы быстро уезжали в более
безопасное место. Это, кстати, происходило недалеко от МКАДа. А вообще мы
стараемся ночевать только на охраняемых стоянках в безопасных местах, и советуем
всем делать именно так.
Сильно ли мешают
водителям весенние ограничения? Учитываете ли вы их, подбирая заказы?
— Конечно, мы не можем не учитывать ограничения, связанные с
так называемой просушкой дорог, потому что штрафы за перегруз огромные. На этот
период нам приходится либо делать перерыв в работе, что сказывается на семейном
бюджете, либо мы стараемся подбирать маршруты по федеральным трассам или грузы,
на которые ограничения не распространяются.
Видеоблог – это хобби
или подработка? Почему вы решили его завести, сколько времени на него уходит,
приносит ли он прибыль или какую-то другую пользу?
— Видеоблог мы начали вести случайно. Раньше для себя
снимали видео о нашей работе, интересных местах, в которых удалось побывать. И
однажды решили попробовать выкладывать ролики в интернет, тем более часто знакомые
и друзья интересуются о том, как мы работаем и живем в рейсе. Мы подумали, что
это может быть интересно и другим людям – и создали свой канал, который
называется Road to the West. Сейчас блог стал неотъемлемой частью нашей жизни.
На съемку и ее подготовку, а также на монтаж и загрузку
видео на YouTube затрачивается очень много времени. Мы сами этого не ожидали,
думая, что все гораздо проще. И чем большая аудитория нас смотрит, тем большую
ответственность мы осознаем. На данный момент блог приносит нам доход от
монетизации, но это настолько маленькие деньги, что мы еще даже не задумывались,
как перевести их в реальные.
Какие запоминающиеся
случаи происходили с вами в дороге?
— В нашей работе всякое бывает, сразу вспомнить сложно.
Однажды в выходные мы стояли на платной стоянке в Санкт-Петербурге. Так как
свободного времени было много, мы отправились в ближайший гипермаркет. В конце
летнего сезона там была очень выгодная распродажа надувных резиновых лодок.
Пользуясь моментом, мы решили купить одну из них в подарок родственнику-рыбаку.
Проверить ее целостность прямо в магазине нам не разрешили, сказав, что в
течение двух недель ее можно будет обменять. Мы не были уверены, будем ли мы
еще раз в Питере в течение этого срока. Вернувшись на стоянку, Дмитрия осенило:
у нас же пустая фура! И мы решили накачать лодку для проверки прямо в прицепе.
Мы накачивали лодку и умирали от смеха, представляя глаза случайного
коллеги-дальнобойщика, решившего посмотреть, что происходит у нас в прицепе.
Интересно, что бы о нас подумали, увидев, как мы вдвоем сидим в резиновой лодке
на полу фуры!
«Дальнобойное
братство» - это миф или правда? Помогают ли водители друг другу, встречается ли
на дорогах взаимопомощь?
— Сложно ответить однозначно. Все зависит от поведения
конкретного человека в конкретной ситуации. Не обязательно быть дальнобойщиком,
чтобы помогать водителям на дороге. Нам кажется, что о «дальнобойном братстве»
больше разговоров. Конечно, часто водители выручают друг друга, но не редки
случаи, когда у кого-то случилась неприятность, а все проезжают мимо.
Дальнобойщики – обычные люди, среди которых есть и отзывчивые, и безразличные.
Что вы могли бы
посоветовать людям, которые задумываются о покупке собственного грузовика?
— Наши зрители тоже часто задают нам этот вопрос. Многие
хотели бы рискнуть, говоря: «Куплю машину, а там как-нибудь, все же работают».
Мы отвечаем, что любой бизнес, в том числе и грузоперевозки – это не казино.
Надеяться только на удачу – глупо.
Прежде всего, это продуманный и холодный расчет, четкое
понимание механизма работы и извлечения прибыли. Если этого понимания нет, или
оно очень размытое, то лучше сначала найти ответы на эти вопросы (Что возить,
где брать работу, какие доходы/расходы и т.д.), и уже тогда принимать решение о
покупке того грузовика, который подходит именно Вам.