Вам нужно в аэропорт, как будете добираться? Можно ехать на своей машине, но придется потратиться на парковку. Автобус, маршрутка — недорого, но со своей спецификой: сначала доберись-ка в точку отправления, потом трясись вместе со всеми по жаре. Такси? Комфортно, но недешево, да и водитель может выкинуть что-нибудь эдакое: отказаться от поездки или всю дорогу жаловаться, что работает себе в убыток, а тут еще вы со своим аэропортом. Минские айтишники предложили еще один вариант: такси — не такси, маршрутка — не маршрутка. Одно слово — трансфер. Как это работает и каково делать бизнес во времена, когда и самолеты-то толком не летают?
С Георгием встретились в аэропорту. Пассажиров здесь на глаз стало
меньше, география выцвела, а вот правила ужесточились. В здании аэровокзала
фотографировать почему-то нельзя, о чем сообщает специально обученный человек.
Впрочем, все логично — это же воздушные ворота страны, так что фотографируемся
снаружи.
Как приходят в IT?
— Моя карьера началась в столовой, где я подрабатывал сторожем. Потом
работал уборщиком. Затем отучился на инженера телекоммуникаций на кафедре
программирования в Академии связи — стал работать оператором связи. Потом ушел
в программисты, работал у сотовых операторов, программировал большие станции
связи: междугородние, международные. Свою тысячу имел, на жизнь хватало.
Но была мечта работать на себя. Нам же всем казалось, что вот откроешь свое
дело — тут-то бабки с неба и посыплются, — смеется Георгий.
— А разве не так?
— Немножко все сложнее, как оказалось. В общем, доработался я до того, что
стал отвечать за софт в одной компании. Работа — не бей лежачего: сидишь,
ничего не делаешь. Вот я и стал возвращаться к программированию, что-то
вспоминать, чему-то обучаться. Тогда был момент, когда еще можно было создать
свой продукт, которого нет на рынке. А у меня друг занимался пассажирскими
перевозками на междугородних маршрутках. Он предложил написать для него софт —
с этого все и началось.
В тот момент Георгий ничего писать не стал, но нашел контору,
которая этот софт написала.
— Продукт получился, конечно, плохонький,
зато стало понятно, что эта ниша никем, по сути, не занята, хорошего софта для
перевозок нет. Возникла идея: я создам классный софт, дам рекламу и всех порву,
— говорит
мужчина.
С тех пор прошло уже несколько лет, теперь даже забавно
вспоминать, кто и как начинал.
— Я заказал у тех же разработчиков тот же
самый продукт. С учетом того, что ничего нового делать не пришлось, взяли с
меня недорого: 1000 долларов — мое первое вложение. Мой друг занялся
допиливанием этой программы, а я стал искать первого клиента. Искал месяца два,
но нашел: перевозчик Гомель — Москва, долго он с нами проработал. Так мы
получили свои первые 50 долларов в месяц. Посчитали, прикинули: если каждый
месяц подключать нового клиента, то скоро бабла будет немеряно, — улыбается
собеседник.
Каждый месяц не получилось, второго клиента искали почти
полгода.
— Шло тяжело. Но каждый новый клиент
заставлял нас развивать софт: вносил свой взгляд, что-то предлагал по части
функционала. В какой-то момент мы стали конкурентами даже для российских
разработчиков, дела шли в гору. На пике у нас было порядка 50 заказчиков, в том
числе из Беларуси, России, Казахстана, стран Балтии, — перечисляет
Георгий.
Как получилось
договориться с аэропортом?
В аэропорту нельзя
фотографировать, но можно прийти сюда со своим стартапом и так запросто начать
работу?
— Нам повезло, в который
раз уже! Из аэропорта как раз ушла одна из служб такси, которая здесь работала,
и образовался вакуум — никто не пришел на ее место. А я как раз провел
экстраполяцию данных. Изучил Норильск: население, число рейсов в аэропорт, число
пассажиров. Сравнил данные по Минску. Я был уверен, что все должно сработать. С
этим я просто позвонил в приемную аэропорта: так и так, хочу прийти и сделать
презентацию, планирую открыть такси. Мне отвечают: ну приходите, поговорим, — Георгий
божится, что все так и было.
В результате спустя три
месяца Shuttle Bus запустился.
— В аэропорту нам дали
зеленый свет, предоставили льготные, даже очень льготные условия — только
работай. Мы со своими оборотами вряд ли кому-то там особо интересны, но сервис
для людей — это они были готовы поддержать. Теперь ситуация кризисная, полетов
нет особо, но нам сохраняют все льготы, что и год назад. Тут аэропорту респект,
— кивает собеседник.
Совет: ищи того, кто тебя
усилит
При этом своего автопарка у
сервиса нет. Попробовали как-то, но быстро отказались от этой идеи.
— Мы нашли надежного
перевозчика с хорошими машинами и все отдали ему на аутсорс. Теперь он
занимается всем: диспетчерской, распределением, развозом. Мы софтовая компания
и поддерживаем свою программу, нам эти машины, гараж, обслуживание — как
инородное тело в организме. Это в 90-х казалось, что все нужно делать
самому, чтобы быть крутым. Сейчас взгляды изменились. Один в поле совсем не
воин, иначе в неделе должно быть дней 100 минимум и работать придется за
бесплатно. Смысл в том, чтобы найти партнера: успешного, который тоже видит
перспективу, который тебя усилит. Чтобы занять нишу, нужна команда
единомышленников, которые готовы терпеть до того момента, когда все заработает.
Без объединений, в одиночку ничего сделать невозможно, — считает
Георгий.
Пока не полетят самолеты
Мужчина не скрывает, что пока
проект особой прибыли не приносит.
— С другой стороны, все
процессы автоматизированы, руками мы ничего не делаем. Ведется работа с
туристическими агентствами. Они, продавая тур, имеют возможность подарить
человеку трансфер в аэропорт. Удобно же? Такси не подаришь, а нашу услугу —
запросто. Написали в «Белавиа», предложили устроить для них презентацию. У них
ведь все есть, а трансфера нет. Появится на сайте галочка «Включить
трансфер до аэропорта» — будет круто. Пока у нас 10—12 броней в день. Если все
грамотно делать, то за 2—3 года мы выйдем на плато в 30—40 броней — это уже
будет нормально, — делится планами собеседник.