Более половины специалистов транспортно-экспедиторской логистики Польши (TSL) считают, что в этом году условия их ведения бизнеса будут более сложными. А в следующем году, по мнению 44%, их ждут еще более трудные времена.
Согласно данным
исследования Confidence Index 2023 (CBRE, Panattoni), 56% специалистов отрасли
TSL считают условия ведения бизнеса в текущем году более сложными, чем в
прошлом. Лишь 22% респондентов заявили об улучшениях. При этом 44% опрошенных
высказали опасения, что это не конец и что в 2024 году условия ведения бизнеса
еще больше ухудшятся.
Несколько месяцев
назад Faktura.pl сообщила о значительном уменьшении количества счетов,
выставленных малыми и средними транспортными компаниями. В отрасли преобладает
убеждение, что даже если оборот увеличится, это не приведет к увеличению
прибыльности. На пессимистическое восприятие бизнеса также влияют меняющиеся
экономические условия и экономическая неопределенность. Одной из самых больших
проблем является расширение бизнеса на новые отрасли и расширение цепочек
поставок. Те, кто обслуживает только традиционные рынки Западной Европы, могут
оказаться в беде.
Пессимизм, уменьшение заказов и падение рентабельности, а также сокращение затрат видны и в данных по закупкам грузовых шин. По данным Польской ассоциации шинной промышленности, в первом полугодии 2023 года продажи грузовых шин в Польше снизились на 43% в годовом исчислении. Это огромное падение, поскольку продажи шин для легковых автомобилей тоже упали, но всего на 12%. В случае большегрузных автомобилей снижение резкое. Это убедительное свидетельство опасений по поводу прибыльности. При этом продажи грузовиков в 2022 году были очень высокими — по данным ACEA, было зарегистрировано почти 35 тыс. новых автомобилей.
«Польские транспортные компании –
элита европейского транспортного рынка. У них есть современный парк техники, о
котором они заботятся, в том числе с точки зрения безопасности и качества
компонентов, включая шины. Однако это не меняет того факта, что экономическая
неопределенность в сочетании со структурными проблемами, связанными с
длительными сроками оплаты, означает, что отрасль TSL обеспокоена как
удовлетворительным уровнем доходов, так и финансовой ликвидностью. Это
побуждает компании делать две вещи: бороться за сокращение затрат и искать
внешнее финансирование для заполнения периодических пробелов в доходах»
Войцех
Миклашевский, представитель Finea
Исследование, которое показало обеспокоенность по поводу ситуации в следующем году, также прогнозирует, что обеспечение стабильного финансирования может быть важным для отрасли TSL в ближайшие месяцы. Каждое большое изменение, независимо от того, положительное оно или отрицательное, заставляет компании хотеть иметь деньги на своих счетах и иметь возможность реагировать.
«Есть определенная группа
компаний TSL, которые уже много лет используют факторинг. Таким образом, они
повышают гибкость операций и свободно используют наличные. Однако к нам
постоянно приходят новые компании, что, с одной стороны, доказывает растущую
популярность факторинга, но с другой стороны, существует значительный риск
потери ликвидности. Это особенно актуально для мелких перевозчиков, находящихся
в самом низу цепочки поставок. Будучи зависимыми от рынка и имеющихся заказов,
они ищут решения, которые помогут им и позволят более комфортно
функционировать»
Войцех
Миклашевский, представитель Finea
По мнению эксперта
Finea, в этом нельзя полностью винить экспедиторство. Им приходится иметь дело
с конечным потребителем, чьи процессы занимают много времени. Конечный клиент
первым осуществляет перевод, а перевозчик получает его спустя много дней последним.
Отрасли TSL следует серьезно сосредоточиться на реорганизации модели оплаты и
сокращении сроков перевода – это позволит всему сектору и, как следствие, всей
экономике развиваться более эффективно. По данным отчета ACEA, в Польше
зарегистрировано почти 1,2 млн автомобилей (полная масса более 3,5 тонн). Это
самый большой парк грузовых автомобилей, за ним следуют Германия (1 010 742
единицы) и Италия (946 393).
Логист.Today напоминает,
что ситуация в транспортной отрасли Польши является неутешительной: склады
заполнены, производство падает, а транспортные расходы и нервозность
перевозчиков, которые работают в убыток, растет. Эксперты говорят, что
макроэкономические прогнозы не дают надежды на быстрое восстановление.