Одна из причин в том, что
сейчас 95% товаров должны проходить экспортный контроль.
дней в зависимости от
направления и загруженности пунктов пропуска. Об этом заявил совладелец и
заместитель директора ПЭК Вадим Филатов.
После введения с 1 апреля
2023 года сопроводительной накладной на товары (СНТ) при экспорте и транзите
грузов через территорию Казахстана, транзитное время доставки из Алматы в
Москву выросло с 5-6 до 7-8 дней.
– Более 95% грузов, которые
следуют из Казахстана в Россию, проходят экспортный контроль. Перечень товаров,
на которые нужно получать дополнительные разрешения, регулярно пересматривают,
а бизнес об этом не информируют. Причем каждое министерство может
самостоятельно внести ограничение на отдельную товарную категорию, – рассказал
Вадим Филатов.
Появились проблемы и у
других перевозчиков. Руководитель отдела комплектных грузов Stalogistic
Казахстан Анастасия Аржакова рассказывает, что часто СНТ требуют предоставлять
в нерабочее время, после погрузки, в момент, когда авто уже на границе.
– Если везем сборный груз,
то возникают сложности с заблаговременным предоставлением клиентам данных об
авто, которое будет пересекать границу, так как точная информация о
транспортном средстве появляется только после загрузки, – объясняет собеседница
«Логируса».
По словам заместителя
директора ПЭК, таможенная служба Казахстана, в случае нехватки документов или
ошибок в оформлении, дает возможность отправить дополнительные данные в течение
1-7 часов. Если не получается – грузовик разворачивают.
Еще одним нововведением в
грузоперевозкам между Россией и Казахстаном стало внедрение электронной очереди
на пункте пропуска «Бидаик» с казахской стороны. Российские перевозчики уже
столкнулись с электронной очередью в МАПП «Бугристое» и многие из них остались
недовольны организацией прохождения границы.
– ПЭК перестал использовать
этот погранпереход, несмотря на то, что пункт пропуска оптимально подходит для
наших логистических маршрутов. Место в очереди можно забронировать только за 10
дней до пересечения границы, а свободные слоты разбирают в первые минуты после
того, как на портале появляется возможность их оформить, – объясняет Вадим
Филатов.
По словам эксперта, пилотный
проект Казахстана может упорядочить пересечение границы, но в существующем
исполнении вряд ли ускорит этот процесс. Вадим Филатов подчеркивает, что
согласование даты в мобильном приложении «CarGoRuqsat» занимает 2-3 дня. При
этом не обязательно дата согласования будет подходить под желаемую дату
пересечения границы.
Анастасия Аржакова отмечает,
что в их компании уже появились проблемы с предварительным бронированием
электронной очереди. Слот на прохождение границы нужно бронировать не менее чем
за две недели. Встречаются случаи выкупа в системе и продажи электронной очереди
водителям, из-за чего увеличился срок прохождения границы.
– Мы довольно часто слышим о
фактах продажи мест в очереди, как это происходит на МАПП «Бугристое». Водители
вынуждены работать с перекупщиками, что, хоть и незначительно, но все же
увеличивает затраты на перевозку. А соответственно, и ставку, – резюмирует
руководитель отдела комплектных грузов Stalogistic Казахстан.
Напомним, ранее Казахстан
запустил пилотный проект по внедрению электронной очереди на границе с Россией.
Забронировать очередь можно на пункте пропуска «Бидаик» в Северно-Казахстанской
области.