При этом средние тарифы на
автоперевозки в 2024-2025 годах вырастут на 97-119% до 95-105 рублей за км.
Рынок автомобильных
грузоперевозок по итогам 2023 года в России достигнет 2 трлн 413 млн рублей.
Это на 11% больше, чем по итогам 2022 года. Об этом на форуме Kazan Digital
Week сообщил директор центра цифровой трансформации ПАО «КАМАЗ» Эльдар Шавалиев
со ссылкой на прогнозы Strategy Partners.
Львиную долю в этот объем
внесут магистральные перевозки большегрузами, на которые в отчетном периоде
придется 1 млрд 451 млн рублей. С 2021 года этот сегмент в стоимостном
выражении вырастет на 15% или 170 млрд рублей.
Доля легкого
среднетоннажного транспорта в стоимостном объеме рынка составит 18% или 431
млрд рублей, среднетоннажного транспорта – 13% или 319 млрд рублей,
малотоннажного транспорта – 9% или 212 млрд рублей.
– На самих перевозках
операторы грузового транспорта практически не зарабатывают. Некоторое время
назад это была нулевая рентабельность, в 2022 году – рентабельность стала
отрицательной. Это значит, что каждый километр, который проезжали компании, был
убыточным. Но естественно никто не работает себе в минус, поэтому основная
доходность у нас сформировывалась, как правило, на инфляционных ожиданиях по
росту техники. Проще говоря, мы покупали грузовик за 7 млн рублей, ездили на
нем, зарабатывая минимальный операционный доход, и продавали машину за 6,5 млн
рублей через 5 лет.
Таким образом формировался
основной денежный поток. Такая модель была возможна до февраля 2022 года, так
как было возможно более-менее точно прогнозировать стоимость грузовой техники.
В прошлом году появились новые марки, по которым у перевозчиков нет понимания –
выйдут ли они в плюс после их продажи или нет, – пояснил эксперт. – Сейчас же
вопрос выхода на операционную рентабельность стал самым важным. Транспортные
компании стремятся зарабатывать «здесь и сейчас», а не сидеть в инвестиционной
модели с ожиданием доходности на выходе. При этом средние тарифы на
автоперевозки в 2024-2025 годах вырастут на 97-119% до 95-105 рублей за км,
добавил эксперт. Это будет необходимо для того, чтобы компенсировать рост
расходов и текущие операционные убытки.
Напомним, ранее FM Logistics
прогнозировал, что до конца 2023 года ставки на автомобильные грузоперевозки по
России вырастут на 20-25%.