Барьер – высокая стоимость
услуги по пользованию пломбой и время, которое затрачивается на оформление,
наложение и снятие пломбы.
С начала 2024 года в ЕАЭС
планируется применять навигационные пломбы для перевозки отдельных категорий
товаров, сообщила ведущий консультант по внешнеэкономической деятельности
компании «СТМ» Надежда Василевская, выступая на отраслевом вэбинаре. Параллельно
с этим готовятся изменения в Таможенный кодекс ЕАЭС.
При этом до конца 2023 в
России проводятся два международных эксперимента по применению навигационных
пломб в автомобильных и железнодорожных перевозках. Один из них стартовал 13
февраля 2023 года между Россией и Белоруссией в отношении перевозки
лесоматериалов и продуктов деревообработки. Другой – начался 6 июня нынешнего
года: в нем участвуют Россия, Киргизия и Казахстан.
– Для того чтобы система
заработала, и пломба стала рабочим инструментом, у нас должны быть определены
правовые основы для применения такого метода таможенного контроля, – отметила
Надежда Василевская. – Вся часть Кодекса, которая касается таможенного контроля
будет откорректирована для того, чтобы соответствовать соглашению по навигационным
пломбам, подписанному 19 апреля 2022 года между странами-членами ЕАЭС.
Промежуточные результаты
экспериментов с навигационными пломбами, которые были запущены в России, не
обнародуются. Более того у ООО «Центр развития цифровых платформ» (ЦРЦП),
который является оператором опломбирования, «Логирус» даже не смог выяснить
список компаний-участниц экспериментов. В ответ на запрос нашего издания
представитель ЦРПЦ сообщил, что оба правительственных эксперимента проходят в
рабочем режиме, а нештатных ситуаций с использованием навигационных пломб нет.
– Теоретически, во время
рейса как с автомобилем, так и с грузом могут произойти нештатные события, –
рассказал «Логирусу» заместитель генерального директора по транспорту «ТРАСКО»
Михаил Пальков. Компания была участником первого пилотного проекта по
использованию навигационных пломб в 2018 году.
К наиболее частым нештатным
ситуациям эксперт отнес «смещение груза и необходимость его выравнивания и
закрепления». В этой ситуации перевозчик должен обратиться в ближайший
таможенный орган, уполномоченный на снятие и наложение пломбы. Также необходимо
обращаться в компетентные органы в случае таких форс-мажоров, как, например,
ДТП или кража пломбы.
В 2018 году эксперимент был
бесплатным, отметил Михаил Пальков. Сейчас же за использование навигационных
пломб перевозчики обязаны платить. Согласно данным сайта ООО «Центр развития
цифровых платформ», стоимость наложения навигационной пломбы для международных
транзитных перевозок составляет 1 408 рублей. Чтобы ее снять, нужно заплатить 1
146 рублей. А сутки использования обойдутся в 2 875 рублей.
Если же навигационные пломбы
используются не для международных перевозок, цена наложения и снятия составит
700 рублей, а аренда будет стоить 1 104 рубля в сутки, включая мониторинг.
Михаил Пальков считает, что
повсеместное использование навигационных пломб в автомобильных перевозках не
должно становиться обязательной процедурой. В отношении определенных категорий
грузов, возможно, это и будет оправданно. Например, при транспортировке
акцизных товаров. Однако высокая стоимость услуги по пользованию пломбой и
время, которое затрачивается на оформление, наложение и снятие пломбы, уже не
делают процесс ее использования таким привлекательным для бизнеса.
– Для широкого применения в
автомобильных грузоперевозках подобная услуга должна быть бесплатной, а
процедуры получения и установки занимать минимум времени. Ведь и раньше, и
сейчас наложение обычных таможенных пломб является бесплатной опцией, –
резюмировал эксперт.
Напомним, что Министерство
транспорта планирует создать Национальную цифровую транспортно-логистическую
платформу, которая позволит обмениваться информацией со странами АСЕАН, БРИКС,
ШОС и ЕАЭС и поможет обеспечить «бесшовную грузовую логистику», это
подразумевает повсеместное использование электронных навигационных пломб.