КНР больше ориентирован на развитие железнодорожных и
морских логистических путей.
КНР является участником
конвенции МДП, у китайской стороны есть внутренние документы, которые обязывают
всех импортеров растаможить грузы на границе, отметил эксперт.
– Если груз заходит морем,
то его растаможивают в порту, если автомобильным или железнодорожным
транспортом, то на сухопутных погранпереходах. Поэтому у нас в Приморье
книжками МДП никто никогда не пользовался. Во-первых, при перевозке грузов из
Китая в Россию можно обойтись лицензией таможенного перевозчика и спокойно
оформить таможенный транзит в Россию. Если груз заезжает в Китай, то тут
скорость обработки грузов с сопредельной стороны очень высокая: буквально 2-3
часа. Если груз какой-то сложный, например, нужен ветеринарный контроль, то
уйдут максимум сутки, – пояснил Андрей Дядя.
Во-вторых, автомобильный
транспорт из КНР доставляет грузы в РФ, Казахстан, Киргизию и другие
среднеазиатские республики, в Европу грузовиками никто не возит, добавил
собеседник «Логируса». Расстояния огромные, это экономически не рентабельно. –
Все усилия Китая на госуровне сосредоточены на развитии морских и железнодорожных
перевозок, всего, что идет по Шелковому пути, который они много лет
пропагандируют, запуская новые железнодорожные сервисы, – отметил Андрей Дядя.
– Перевозки железной дорогой более массовые, а у китайцев все проекты с уклоном
в гигантоманию. Автомобильные грузоперевозки, когда один автомобиль везет одну
партию грузов – это для Китая мелко.
КНР присоединился к
международной системе МДП всего 5 лет назад. В июне этого года между Китаем и
Казахстаном запустили очередной маршрут в рамках международного транзита. За
месяц до этого перевозки по системе МДП впервые применили на маршруте между
Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном. В теории она позволяет сократить время
простоя на таможенных постах по причине отсутствия необходимости оформления
транзитной декларации. Но на практике не на всех погранпереходах реализована
система «электронной очереди» и приоритетности в этом отношении в настоящее
время нет, сообщила «Логирусу» директор ООО «ТЛК Восток Логистик» Анна
Морозова.
– При использования
собственного транспорта под соответствующие типы грузов значительно снижаются
финансовые затраты. Необходимо учитывать срок оборачиваемости одной единицы
транспортного средства, когда речь идет о перевозках по МДП. К среднему сроку
транзита по маршруту, например, «Шанхай -Москва» в 18-22 календарных дня
необходимо добавить время на возврат транспортного средства на пограничный
переход, так как не всегда перевозчик сможет найти груз на экспорт из России в
Китай. Безусловно этот участок может быть покрыт внутрироссийской перевозкой.
Так же необходимо учесть время на возврат книжки МДП в АСМАП РФ после
завершения перевозки и получения новой книжки МДП, – рассказала директор ООО
«ТЛК Восток Логистик».
По мнению собеседницы
«Логируса» система МДП актуальна при перевозке из Китая в Россию опасных и
скоропортящихся грузов, грузов в температурном режиме, а также когда
осуществляется проектная перевозка в несколько транспортных средств, где не
допускаются погрузочно-разгрузочные работы в процессе транспортировки, и
оборудование должно пересечь границу единым лотом.
– Как правило, в настоящее
время участки перевозки «Китай – граница с Россией – пограничный переход –
перевозка по территории России» сепарированы и осуществляются тремя разными
транспортными средствами. Те, кто сейчас работает по системе МДП – это
перевозчики, ранее работавшие в данной системе, но на участке «Россия – страны
Евросоюза». Если сравнивать перевозку из ЕС в Россию и перевозки из Китая в
Россию, то во втором случае фактически одна или максимум две границы
(Казахстан), а в первом случае пунктов пересечения границ значительно больше.
Срок оформления допуска и получения книжки МДП в пределах четырех месяцев,
соответственно инициировать данный процесс может только собственник
транспортных средств, у которого есть регулярный объем перевозок именно под
концепцию МДП и, как мы считаем, под поименованные выше грузы, – сообщила
собеседница «Логируса».
Напомним, Китай возобновил
процедуру оформления грузовых автомобильных перевозок по системе международного
транзита в феврале 2023 года.