Аналитики Евразийского банка развития прогнозируют, что
к 2030 году грузопоток по международному транспортному коридору
«Север – Юг» увеличится почти на 60% к уровню 2023 года
и достигнет 30 млн тонн. Об этом говорится в аналитическом дакладе "Инфраструктура Евразии: краткосрочные и среднесрочные тренды".
Переориентация грузопотоков на восток
и юг изменила географию функционирования транспортной сети
в ЕАЭС. В прошлом году из 650 млн тонн всех международных
грузов, следовавших по коридорам Евразийского транспортного каркаса, 46%
(почти 300 млн тонн) пришлось на Центральный и Северный евразийские
коридоры, включая порты Дальневосточного бассейна, 34% (220 млн тонн) –
на порты Азово-Черноморского бассейна, 3% (19 млн тонн) –
на коридор «Север – Юг». Еще 15% (около 100 млн тонн) грузов были
доставлены к портам Балтийского бассейна.
Высок спрос у перевозчиков на маршрут «Восток –
Запад», включая Центральный евразийский коридор, и МТК ТРАСЕКА
(от англ. Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia), включая
Транскаспийский международный транспортный маршрут. Заинтересованность
в развитии этих транспортных артерий проявляют Россия, Китай, Иран,
Индия, Турция, Пакистан, европейские страны и США.
На транспортный коридор «Север – Юг» возлагаются
надежды по перестройке всех евразийских маршрутов. При этом оценивается
возможность создания нового коридора, связывающего Беларусь, Россию, Казахстан,
Узбекистан, Афганистан и Пакистан.
Грузооборот в пунктах пропуска международного транспортного
коридора (МТК) «Север – Юг» увеличился в 2023 году на 18%
к уровню 2022-го. При этом на морском транспорте он удвоился.