Ограничения движения на КПП Верхний Ларс – обычное дело; ежегодно здесь томятся в ожидании открытия дороги тысячи дальнобойщиков. В этом году водителям приходится ждать особенно долго.
Ежегодно, вне зависимости от сезона и времени суток в
сторону границы России с Грузией скапливается бессчетное количество фур. По
номерам большегрузов можно изучить географию не только России, но и ближайших
стран. Большое количество грузовиков видно издалека, ими забито всё в радиусе
3, 5 километров. Зачастую для водителей, продвижение по дороге в сторону КПП
«Верхний Ларс» затягивается на недели. Причиной тому является закрытие дороги в
связи со снегопадом или большой поток туристов.
Как проходит жизнь в ожидании, чем занимаются водители большегрузов, с какими рисками и трудностями сталкиваются – об этом в данном материале.
Возле селения Чми находится большая часть фур. Некоторые
дальнобойщики нерасторопно поблизости набирают воду, другие прогуливаются вдоль
очереди из машин, знакомятся с коллегами. Недельные ожидания утомляют, а
общение помогает узнать новости – признаются они.
«Вот уже 14 дней я стою здесь, на Новый год выезжал в город,
чтобы встретить его как полагается. Для туристов эта дорога – захватывающее и
интересное приключение, а для нас, к сожалению – сущий ад. Мы стоим днями без
четкого понимания того, когда нас пропустят через границу. Спасает общение»,
— сетует Гамлет Хачатрян.
По словам водителя Артура Терьяна, простой фуры обходится в «копеечку», восемь дней ожидания для него и владельца грузовика – катастрофа. За два года работы дальнобойщиком максимум он стоял 11 дней, однако, как признался собеседник, есть предчувствие, что этот рейс продлится более двух недель.
«Работа мне моя нравится, с детства привлекали большие
машины. Проблемы в виде ожидания возникают не в первый и не в последний раз. Но
я сам выбрал эту профессию, поэтому и жаловаться не буду. Стараюсь не возить
скоропортящиеся продукты, чтобы не подвести грузополучателя», — рассказал он.
Дальнобойщики, несмотря на сложность работы — народ простой. Артур Терьян с радостью пригласил к себе в «жилище». В кабинах современных большегрузных машин есть двухуровневое спальное место, выдвижной столик, телевизор. Как отметил водитель, у каждого дальнобойщика есть турка и мини-печь, которая позволяет заварить кофе или чай. А вот обедать приходится в близлежащих столовых, где разовое питание обходится в 350 рублей.
«У всех дома есть кровать, и у нас она есть, а также
телевизор, столик. Что касается питания, то мы не всегда кушаем по три раза в
сутки. Цены «кусаются». Чем дальше от границы, тем дешевле, но пешком идти
слишком долго, а выезжать на своей фуре невозможно, поедешь назад – потеряешь
свою очередь в многокилометровой пробке», — отметил Артур Терьян.
Однако зачастую местные жители не теряются и предлагают свои
платные услуги. Так, беседуя с дальнобойщиками, проходила женщина, которая
предлагала пирожки по весьма выгодной цене: четыре штуки за 100 рублей.
Еще одной проблемой для водителей является тепло: грузовик хоть и не двигается, но отопление кабины и работа рефрижератора (холодильно-отопительная установка) требуют порядка десяти литров дизтоплива в сутки. В целях экономии водители пользуются пунктом обогрева, который установлен МЧС по Северной Осетии.
«Когда топливо заканчивается, мы дозаправляемся. Неудобства
здесь связаны с соблюдением гигиены. Душевые кабины стоят 150 рублей,
общественные туалеты – 20», — сказал водитель Гамлет Хачатрян.
Свободное время в очереди дальнобойщики проводят весьма
однообразно: убирают свои кабины, ходят друг к другу по машинам в гости, спят,
играют в карты, шашки и шахматы, смотрят телевизор, звонят родным. Удивительно,
но суровые с виду, брутальные мужчины обладают тонким чувством юмора. У
некоторых из них на лобовых стеклах установлены таблички: «Денег нет»; «Меняю тещу
на резину» и многое другое.
Особое отношение у водителей большегрузов к своим коллегам: вне зависимости от национальности, они всегда готовы прийти друг другу на помощь. Их девиз: дальнобойщики своих не бросают.
«Бывает так, что в очереди у кого-то сломается машина и ему
нужна помощь. Мы ее всегда оказываем. Тут люди разных национальностей, несмотря
на какие-то политические и исторические ситуации, мы – одна семья. Так что
плюсы в данной ситуации тоже есть. Это ожидание объединяет народы», — рассказал
Артур Терьян.
Многие водители понимают, что их профессия подразумевает не
самые комфортные условия работы, но все же к крайностям, с которыми они
сталкиваются на границе России с Грузией, они не всегда готовы.
«Безусловно, погодные условия никто не может предугадать.
Однако, мне кажется, необходимо увеличить штат работников таможни, кабины
паспортно-визового контроля, это позволило бы уменьшить очередность. Как
правило, когда мы направляемся в Россию, такой ситуации не бывает», — сказал
Гамлет Хачатрян.
В былые годы работа дальнобойщиков была не только сложной физически, но и опасной в связи с частыми случаями разбойного грабежа. Сегодня, как признаются водители, патрульные службы следят за порядком.
«Как рассказывали более опытные коллеги, раньше случались
ночные ограбления. Сейчас всё спокойно, мы находимся под пристальным
наблюдением круглые сутки. За два годы работы и месяцы, проведенные в очередях,
не было ни одного негативного случая», — пояснил Артур Терьян.
Перед тем, как отправиться обратно во Владикавказ, мы еще недолго пообщались с дальнобойщиками. Напоследок один из них сказал, что чисто по-человечески понимает: проблему за один день не решить, но им очень хотелось бы более активной позиции в решении данного вопроса от всех зависящих структур.