Мы
встречаемся с Оксаной за полчаса до ее отправления в рейс, это единственное
время, которое она смогла выкроить перед отъездом. Разговариваем прямо в кабине
фуры, припаркованной на обочине Тюменского тракта. Внутри уютно — кружевная
салфетка на приборной панели, фиолетовые занавески, такого же оттенка
декоративный цветок, мягкие игрушки. «Мне просто очень нравится фиолетовый
цвет», — улыбается дальнобойщица.
На этой
машине — она называет ее ласково «мой кормилец» — Оксана отправится сначала в
ХМАО, а дальше — по всей России. Как долго продлится очередная вахта, Оксана
еще не знает, говорит: «Пока не устану, но минимум два месяца». В прошлый раз
она колесила по стране с января по май.
«Не желаете ли вы у меня работать на фуре?»
Оксане 39
лет, за руль фуры она села три года назад, и это произошло довольно случайно. У
женщины был небольшой бизнес по продаже мясных деликатесов из фургончика-автолавки,
который она водила сама. И однажды на заправке к ней подошел мужчина и спросил
в лоб: «Не желаете ли вы у меня работать на фуре?»
— Я
посмотрела на фуру и ответила: «Да вы что, я не смогу!», — вспоминает Оксана. —
Тогда он говорит: «Ну может быть, на автобусе?» Спрашиваю его: «Как вы так
просто зовете с дороги человека, вы же не знаете, как я езжу». «А кто вам
сказал, что я не знаю, — отвечает, — я вас видел неоднократно на трассе».
Тогда
пересаживаться ни на автобус, ни на фуру она не планировала, но телефон мужчины
на всякий случай записала. А через год ее небольшой бизнес стал угасать, и
Оксана набрала того случайного знакомого. На грузовую машину она садиться не
рискнула, попросилась на автобус.
К тому
времени у женщины уже были права на управление пассажирским транспортом —
категории D. Водительское удостоверение «легковой» категории B она получила в
30 лет, и тоже практически случайно. Знакомый спросил, почему у нее до сих пор
нет машины, и дал прокатиться на своей «Газели». Оксане так понравилось, что
она сразу записалась в автошколу:
— У меня
денег не было, я сняла с себя золото, сдала в ломбард и пошла учиться, —
рассказывает она. — Получила права, купила машину и на третий день начала
таксовать. Три года так работала, подкопила денег, купила ту самую
«Газель»-павильон для бизнеса. И еще я хотела подрабатывать у себя в поселке на
скорой помощи, там как раз требовался водитель. Достаточно было категории B, но
меня попросили открыть C (управление грузовыми машинами. — Прим. ред.).
Я отучилась, пришла — а мне сказали: «Извините, мы все-таки боимся вас брать».
Ну а я подумала, пока деньги есть, дай-ка на всякий случай открою и категорию D
на вождение автобусов.
Спустя
несколько лет права пригодились: Оксана села за руль микроавтобуса и
проработала четыре месяца. Уйти решила из-за зарплаты в 23 тысячи рублей. На
том же предприятии работали фуры, как-то она спросила у дальнобойщиков, сколько
они получают, ответили — 60–80 тысяч. Тогда она пошла к начальнику — тому
самому мужчине с автозаправки — и предложила всё же пересесть на грузовик. Она
признается, что во многом к этому подтолкнули обстоятельства: был канун зимы, и
Оксана очень хотела пробурить скважину, чтобы провести в дом воду. На зарплату
в 23 тысячи сделать это было невозможно.
Так,
продолжая работать на микроавтобусе, она пошла учиться на категорию E, чтобы
водить грузовик с прицепом. А параллельно училась у мужчин-дальнобойщиков
«слесарить».
— Это было
условие шефа. Я спросила, зачем мне это надо. Он ответил: «Если вы в дороге
сломаетесь, как будете мне объяснять, какая запчасть вам нужна?» Трудно было,
но старалась, стремилась. Потом с этим человеком мы немножко не сошлись
характерами, и работать у него на фуре я не стала. Устроилась водителем
рейсового автобуса, для меня это был тренажер: сразу повышаются бдительность,
ответственность. Я представляла, что еду на фуре, брала больший радиус при
повороте, чтобы не зацепить задними колесами тротуар. И через четыре месяца
наконец села на фуру.
В
Свердловской области никто на работу не брал
Найти работу
в Свердловской области Оксане тогда не удалось — ее никто не захотел брать,
испугавшись, что женщина, да еще и без опыта. Но взяли в новосибирскую
автоколонну. Через два года Оксана ушла оттуда в транспортную компанию
«Сервико», куда ее приняли уже спокойно.
— Конечно,
хотели сначала на стажировку отправить с водителем, но я не согласилась —
представьте, целую неделю с чужим мужиком ездить! «Нет, — говорю, — либо сразу
сама еду, либо я пошла», — говорит она.
Чтобы
рассказать о планах стать дальнобойщицей своим родным — дочери (на тот момент
подростку) и родителям-пенсионерам, — Оксана собрала семейный совет.
— Дочь
сказала: «Мама, ты у меня крутая, у тебя все получится». Моя мама заявила:
«Была бы я моложе лет на 10, тоже ушла б в дальнобойщики». А отец соскочил и
сказал: «Мои бабоньки совсем с ума сошли!» Но я ответила: «Так, папенька, нас
трое, а ты один, значит, иду в дальнобойщики», — смеется Оксана.
В день она
проезжает 600–800 километров, на ночь заезжает на стоянки, где можно принять
душ, постирать одежду. Спит, как и все дальнобойщики, в кабине, обедает в кафе
по дороге, но иногда приходится готовить по-походному, на плитке.
График работы
каждый водитель выбирает сам. Оксане удобнее работать вахтой по несколько
месяцев, бывая в Свердловской области лишь иногда проездом. Самый дальний рейс
из Екатеринбурга у нее был в город Алдан в Якутии — шесть тысяч километров. Там
есть гуляющие по улице медведи, но нет дорог.
— Там
щебенка, скалистые камни, легко можно порвать колесо. Но, слава богу, я
съездила без происшествий, — рассказывает дальнобойщица.
— А если
сломались, колесо прокололи, что делаете?
— Много
друзей, много товарищей, в рацию кричишь: «Парни, помогите, пожалуйста».
Максимум десять минут — и помощь приходит. Настоящие мужчины сочувствуют,
жалеют, помогают. Ну как помогают — сами всё делают. Сил не хватает у нас, у
девчонок, на самом деле, и хотелось бы поблагодарить мужчин, которые нам
помогают в этой нелегкой профессии, без них бы мы все-таки, наверное, не смогли
бы ее освоить. Мужчины в основном относятся с уважением, хвалят, но и
сочувствуют, что нам бы надо дома сидеть, деток рожать, а мы вот на такой
тяжелой работе.
Оксана
общается и с другими дальнобойщицами, женщинами — водителями «Газелей»,
автобусов, микроавтобусов со всей России — у них есть группа в вотсапе.
«Был бы у меня настоящий мужской тыл, я бы до
такого не дошла»
Брать
попутчиков водителям запрещено, но Оксана признается, что однажды, когда
работала еще в другой транспортной компании, правило нарушила — подвезла на
трассе бабушку:
— Километров
двадцать проехала от населенного пункта и вижу: вдоль обочины идет бабушка с
колясочкой. И я понимаю, что до следующего населенного пункта еще километров
тридцать. В этот момент я не думаю, что меня, например, накажут, оштрафуют. Да
пусть оштрафуют, но зато мне будет на душе легко, что бабулька не замерзла, она
дошла до дома. Это ведь тоже чья-то мама, чья-то бабушка. Как можно пройти мимо
такого? Нет, не проезжаю.
За три года
работы на фурах у Оксаны (тьфу-тьфу) было только одно небольшое ДТП — на
гололеде она начала притормаживать и по касательной прицепом задела другой
грузовик, стоявший на обочине. У него повреждений не оказалось, а на ее машине
касание пришлось на тот участок, что уже был поврежден.
— Я же
водитель-профессионал, целилась именно в то место, где уже было повреждение, —
улыбается она. — На самом деле, конечно, так получилось случайно. Немножко
шоркнула.
Многие
говорят, что профессия дальнобойщика романтичная — путешествуешь по стране,
видишь новые места. Оксана на это отвечает, что особой романтики нет, и в
города она заезжает очень редко — обычно ездит по объездным дорогам:
— В дороге
музыку слушаешь, что-то вспоминается, представляется, думаешь о семье, домой
охота. Да, охота домой, конечно, что там говорить. [Желание оставить профессию]
возникает, оно бывает у всех, и у мужчин тоже. Но когда посидишь две-три недели
дома, начинаешь елозить, скучать по трассе.
В конце
разговора Оксана замечает, что хоть работа ей и нравится, но всё же это был
вынужденный выбор:
— Если уж
говорить совсем откровенно, был бы у меня настоящий мужской тыл, за чьей спиной
я могла бы спрятаться, конечно, я бы до такого не дошла. Если бы бывший супруг,
отец моего ребенка, не оставил нас в деревне (я на тот момент работала поваром
в школе и получала 6 тысяч рублей), я бы не стремилась вот к этой всему. Но
опять же — я специально и не стремилась, так вышло.
Читайте также: Австралийский дальнобойщик отбился от смертоносной змеи на скорости более 110 км/ч