Когда Беларусь потеряла западные рынки,
Китай стал хабом, способным принять белорусские удобрения, «молочку», продукцию
машиностроения. Бизнес заметно сместил фокус во внешней торговле
на Китай, перестроив цепочки поставок и проведения платежей. Как это
произошло, Office Life рассуждает вместе с экспертом международной логистической компании STALOGISTIC - партнёром рубрики "Логистика".
КНР стала промежуточной страной, через
которую мы получаем большую часть необходимых ресурсов – западные
технологии, компоненты, инвестиции. Также Китай помогает опосредованно выходить
на западные рынки.
И, хотя торговля сопровождается сложностями с проведением расчетов,
за последние два года Китай стал самым активным партнером во внешней
торговле Беларуси среди стран БРИКС. По данным китайской таможенной статистики, в прошлом
году товарооборот Беларуси и КНР вырос на две трети. При этом
белорусский экспорт в Китай увеличился на 44%, превысив
$2,6 млрд. Еще активнее рос китайский импорт в нашу страну –
почти на 80%, до $5,84 млрд.
СЕРВИСЫ В ОТНОШЕНИЯХ
Экспедитор компании STALOGISTIC Ирина Лепешко обращает внимание
на то, что статус крупнейшего мирового экспортера товаров стимулирует
Китай активно развивать и поддерживать на государственном уровне в хорошем
состоянии все сервисы – от автомобильной доставки до авиа. При
этом каждый из сервисов борется за совершенствование, и вопросы
развития транспортной инфраструктуры в самом Китае решаются довольно
быстро. Например, китайцы в год прокладывают 50 тыс. километров
дорог. Однако многие автомобильные дороги нуждаются в модернизации. Они
не везде многополосные, есть участки без освещения, которые плохо чистятся
в зимнее время.
ЧТО С ПОГРАНПЕРЕХОДАМИ
И ПОГОДОЙ?
Сейчас все основные погранпереходы
и на казахстанском, и на российском,
и на монгольском участках границы КНР хорошо оснащены технически
с обеих сторон. Таможня постоянно оптимизирует административные процедуры.
Например, все погранпереходы работают без выходных, а переход
«Маньчжурия»/«Забайкальск» и вовсе перешел на работу 24/7.
По мере совершенствования программного обеспечения оптимизированы
процедуры досмотра, все действия сотрудников таможни стали более прозрачными.
– С начала зимы простои машин объяснялись в основном
погодными условиями – особенно на казахстанском направлении. Дело
в том, что с декабря по февраль температура в районе
городов Достык, Ушарал, Астана дважды била рекорды и была ниже минус сорока градусов.
Ситуацию усложняла метель, которая перекрывала автомобильные дороги
в Казахстане, – комментирует Ирина Лепешко.
Она добавляет, что работающие с автодоставкой из Китая
транспортно-логистические компании с нетерпением ждут потепления, потому
что прошедшая зима, выдавшаяся суровой, существенно увеличила издержки
перевозчиков.
ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
При выезде из Китая их, как правило, проводит китайский агент при
взаимодействии с грузоотправителем. Экспортное декларирование в Китае
имеет электронный вид, что требует минимальных временных затрат.
Таможенное декларирование на казахстанской/российской стороне границы
регламентировано Таможенным кодексом ЕАЭС: грузы из Китая оформляются
в режиме внутреннего таможенного транзита, в электронном виде
на всех погранпереходах, стандартная процедура оформления
не превышает двух суток.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ МАРШРУТЫ
Как объясняет собеседница OL, при
перевозке грузов из Китая в Беларусь через казахстанские
погранпереходы основная экономия достигается за счет меньшего расстояния
и меньшего пробега машины. В то же время монгольские
погранпереходы и Забайкальск используются при неблагоприятных погодных
условиях в Казахстане. Они позволяют избегать досмотров, неизбежных
в Казахстане, из-за санкций в отношении импорта, следующего
в Беларусь.
Не потеряли значимости и дальневосточные переходы, где также
совершенствуется инфраструктура и растет пропускная способность. Например,
созданы хорошие возможности для вывоза самоходного транспорта, что актуально
на фоне роста импорта легковых и грузовых автомобилей из Китая.
СТАВКИ ФРАХТА
После пандемии ставки на автоперевозки грузов из Китая
стабилизировались на хорошем конкурентном уровне, отчего в 2023 году
многие грузовладельцы перешли на доставку именно автомобилями.
С начала 2024 года динамика ставок на автоперевозки уже прошла пик, который
обычно заметен за три недели до китайского Нового года. В этот
период ставки на довозы грузов из китайских городов
на приграничные склады удвоились, поскольку водители в Китае неохотно
берутся за работу в предпраздничные дни, требуя доплат.
По окончании длинных праздников в Китае начиная
с 18 февраля ставки вернулись на прежний уровень. И можно
ожидать, что при отсутствии глобальных потрясений они не будут расти
до середины осени, когда отмечается День образования КНР.
ПЛАТЕЖИ
– На расчеты в юанях
с контрагентами из Китая однозначно имеет смысл переходить для
избежания расследований платежей в долларах или евро со стороны
европейских/американских банков-корреспондентов. Дело в том, что при
расследованиях запрашиваются все детали транзакции, из-за чего возможны
задержки в поступлении средств на счет китайского партнера. Сейчас
все белорусские банки предлагают обслуживание платежей в юанях
в пользу китайских контрагентов. Средства на счет партнера в Китае
зачисляются за один-два дня после отправки из белорусского
банка, – подытоживает Ирина Лепешко.