Водитель Сергей Луценко работал на среднетоннажном грузовике
и никогда не водил фуру. Получив необходимые для этого документы, он сразу же
отправился на заработки в Европу.
Вот уже месяц я работаю на фуре в Европе, а до этого ездил
на 12-тоннике, Mercedes Atego. Хочу рассказать о своих впечатлениях: надеюсь,
это будет полезно тем, кто хочет попробовать поработать водителем.
Чего больше всего боятся новички? Собственно, езды. Так вот:
бояться тут нечего.
В детстве отец говорил мне: на грузовике ездить не сложнее,
чем на легковушке. Руль тот же, педали те же, только габариты отличаются.
К размерам действительно нужно привыкнуть, на это уйдет
какое-то время. Тут всё индивидуально: кто-то осваивается с грузовиком за пару
часов, а кто-то даже к леговушке привыкнуть не может – то крылом шкрябанет, то
бампером упрётся. Поэтому люди, уверенно себя чувствующие за рулём легкового
автомобиля, скорее всего без проблем справятся и с грузовым.
Первые пару дней было тяжело, потом было напряжно еще с
неделю. Когда первые разы подъезжал задом к рампе – я реально был взмылен.
Старался завершить маневр быстрее, потому что понимал, что надо отцепиться,
забрать другой прицеп и ехать дальше, но каждый раз ерзал по 20 минут и подъезжал
с пятой-шестой попытки.
Однажды мне помог коллега, который посоветовал развернуться
и подъехать к рампе с левой стороны – так действительно оказалось удобнее.
Через неделю я чувствовал себя более уверенно, хотя сдавать
назад всё равно было непросто. Но ничего, глаза боятся – руки делают.
Зеркала необходимо постоянно «мониторить», без этого никуда.
Особенно – маленькие, которые показывают «мертвую зону». А еще нужно
контролировать прицеп. На кольцах и перекрестах нужно быть очень внимательным,
выносить вперед нос и не заруливать передом, потому что сзади тянется «хвост».
В тёмное время суток прицеп просматривается хуже, особенно в неосвещенных
местах.
Самая простая часть работы – это езда по трассе. В городе
особых сложностей тоже не возникает. Город мне нравится даже больше, потому что
движение в нем более разнообразное, динамичное.
Важно помнить о безопасности. Надо отдавать себе отчет, что
ты управляешь большегрузом с полной массой под 40 тонн и отвечаешь за эту
машину. А еще нужно помнить, что по дорогам ездят не профессионалы, а любители.
Каждый водитель знает правило трёх Д – «дай дорогу дураку». Его нужно понимать
не в том плане, что все кругом дураки, а ты один умный. Но за рулем каждой
встречной машины может оказаться неопытный или неадекватный водитель, и это
нужно иметь в виду, всегда быть начеку, даже если находишься на главной дороге
и имеешь приоритет. Профессиональный водитель должен контролировать не только
себя, но и окружающих.
Парковки в Европе – это жесть. Если ты до 6 часов вечера не
успел остановиться, то риск не найти свободное место сильно повышается. А после
8-9 часов найти его практически невозможно. Первое время я не задумывался об
этом, всегда был уверен, что влезу, и мне везло, но потом везение прекратилось.
Как-то раз после вечерней загрузки я заблудился, выехал на сельскую дорогу и
несколько часов потратил на то, чтобы вернуться на трассу.
Мне пришлось объехать 7 парковок, и ни на одной из них не
было свободных мест!
В двенадцатом часу ночи я нашел местечко, на котором
теоретически можно было бы встать, если бы другой грузовик немного подвинулся.
К счастью, коллега из Польши не спал – он сдал назад, и я, проехав через
бордюр, кое-как залез на освободившуюся площадку. В тот день я проехал почти 16
часов. Надеюсь, в ближайшие дни меня не тормознут и не накажут за это
нарушение. Теперь я стараюсь начать работу как можно раньше – чтобы пораньше её
закончить.
Еще один момент – скоростной режим. Машина «зашита» на
минималку, установлен ограничитель скорости – 84 километра в час. Большинство
грузовиков в Европе с такой скоростью и ездит. Я люблю мощные машины, иногда
возможность резкого ускорения бывает очень полезной. Да и после Atego
чувствуется некоторый дискомфорт. Но привыкнуть несложно. Даже с полной
загрузкой под горку машина тянет 60-70 километров в час, а на ровных участках
удаётся обогнать медленный транспорт.
Если подытожить, то после 12-тонника на фуре чувствуешь себя
солиднее. Для вождения такой машины нужны навыки, ты как будто попадаешь в
другой разряд водителей. Зазнаваться, конечно, нельзя: ты должен чувствовать
ответственность.
Первые недели на фуре состоят из маленьких побед. Сдал задом
возле магазина – победа, на следующий сделал это быстрее и увереннее – еще
одна.
Надо быть уверенным в себе. Если настроился и собрался
работать на фуре – то только вперёд! Иди к своей цели и не оглядывайся назад,
только в зеркала смотреть не забывай. И тогда всё получится.