Доля транспортных средств старше 10 лет занимает 69% от общего числа большегрузов.
В структуре
отечественного грузового парка машины выпуска 2022 года составляют 2,7%, а доля
трехлетних, новых, грузовиков – 238 000, подсчитал «Автостат Инфо». Доля старых
большегрузов старше 10 лет, тем временем, превышает в парке 69%. То есть почти
семь грузовиков из каждых десяти в стране эксплуатируются в течение десятилетия.
Российский парк грузовиков по состоянию на начало 2023 года
составил 2 483 700 техники. Большая часть грузового парка – 26,9% –
сосредоточена в Центральном федеральном округе. Снижение доли машин здесь было
наименьшим и составило 2,3%. А округа Приволжский (-8,2%, доля в парке 18,2%) и
Северо-Кавказский (-8,1%, доля 5,1%) показали его наибольшее удельное падение.
Крупнейшим марочным парком грузовиков располагает «КамАЗ» – 684
000 или 27,6%, из которых трехлетних машин насчитывается 89 4000 единиц или 13%
от парка этой марки. Доля большегрузов старше 10 лет у «КамАЗа» составляет 416
100 (60,8%).
Парк грузовиков «ГАЗ» второй по емкости – 393 400 (15,8% от всего
российского парка грузовиков). В нем трехлетних машин насчитывается в
количестве 21 300, включая 3 940 транспортных средств выпуска 2022 года, а
старше 10 лет – 305 600 (77,7%).
Третий по величине парк у белорусского «МАЗа» – 178 700 (7,2%). И
в нем трехлетних машин 12 200 (6,8% от парка марки), тогда как машин старше 10
лет – 133 300 (74,6%). Данная марка достаточно активно присутствует на рынке
HCV, но и машин старше 30 лет в нем хватает. Таким образом, парки отечественных
грузовых марок обновляются сравнительно медленно, отмечают в «Автостат Инфо».
Наибольшим парком среди иномарок располагает Volvo – 109,7 тыс.
машин (доля 4,4%), среди них 11,4 тыс. (доля 10,4%) 3-летних грузовиков, а
количество транспортных средств старше 10 лет составляет – 68,4 тыс. (доля
62,4%), т.е. парк у марки сравнительно свежий.
Самые быстрорастущие парки у китайского
Shaanxi (34 тыс., доля выросла до 1,4%) – 7,75 тыс. только в 2022 году, а
3-летних 13,8 тыс. (40,6% от парка марки), а старше 10 лет –37,7% (12,8 тыс.),
FAW – 13,2 тыс. (доля 0,5%), 2022 года – 3,61 тыс., а 3-летних 6,3 тыс.
(47,8%), а старше 10 лет – 4,37 тыс. (33,1%), а также JAC (5,9 тыс.) – 2022-го
– 2,05 тыс. (доля 0,2%), 3-летних – 4,26 тыс. (72,8%), а старше 10 лет – всего-то
475 ед. (8,1%).
Напомним, продажи грузовых машин с пробегом по итогам I квартала
2023 года выросли на 11% в годовом сравнении, с 65 135 до 72 293 единиц. В
марте было продано 30 162 подержанных грузовика, что на 20% превысило
перерегистрации за март 2022 года – 25 079 единиц.