Большая часть разрешений на перевозки в Польшу выдана малому
бизнесу, сообщил вчера журналистам первый заместитель министра транспорта и
коммуникаций Алексей Ляхнович.
"Имеющееся ограниченное количество разрешений
распределено максимально эффективно. Все перевозчики имели возможность
участвовать в их распределении на равных условиях. Среди тех, кто получил
разрешения, крупных перевозчиков только 1%. 96% получивших разрешения имеют до
30 автомобилей (это до 100 работающих), из них 52% - микроорганизации, имеющие
до пяти автомобилей на предприятие. Так что никак нельзя сказать, что
разрешения получил только крупный бизнес, а малых перевозчиков обидели", -
сказал Алексей Ляхнович.
С февраля 2019 года действует новая формула,
регламентирующая распределение разрешений. Она долго обсуждалась с
перевозчиками, бизнес получил возможность высказаться. "Предыдущая формула
не позволяла войти на рынок новым перевозчикам. Нынешняя позволяет обеспечить
допуск на рынок всем тем, кто работает наиболее эффективно", - подчеркнул
первый замминистра.
Для получения разрешений перевозчики должны были вовремя
подать заявку и показать эффективность своей работы: их выручка должна быть
выше 40% от средней выручки по сектору. По словам начальника управления
автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Сергея Дубины,
те, кто получил разрешения на перевозки в Польшу, формируют 85,5% выручки по
стране в данной сфере, а не получившие - 3,7%. Оставшийся процент не работает
на польском рынке.
"Те перевозчики, которые прозрачно и эффективно
работали, разрешение получили. У тех предприятий, которые их не получили,
выручка ниже среднего в 5,8 раза", - отметил Алексей Ляхнович. Кроме того,
есть предприятия, которые осуществляют перевозки для собственных нужд.
"Это не основной вид их деятельности. Соответственно, они не показывают
нужную выручку и не получили разрешений. Мы сейчас ведем диалог с польской
стороной, чтобы этим 30 предприятиям разрешили осуществлять перевозки без
разрешений. До Нового года попытаемся закрыть этот вопрос", - добавил
первый замминистра.
Беларусь и Польша обмениваются на паритетной основе
одинаковым количеством разрешений для перевозчиков - по 199 тыс. на данный
момент. Однако Польша использует не все разрешения, в то время как белорусскому
бизнесу их не хватает. С учетом непростой ситуации Минтранс попросил польскую
сторону передать часть квот 2020 года на текущий период. Польша согласилась передать
10 тыс. разрешений, так что в этом году будет использоваться 209 тыс., а на
следующий остается 189 тыс. "Квоты на первый квартал полностью
распределены. Распределение на второй квартал будет по итогам первого, -
рассказал Алексей Ляхнович. - Польская сторона до апреля не пойдет на
переговоры, пока у них не будет статистики по количеству поездок. Они будут
видеть, сколько польских перевозчиков поехали в Беларусь, и от этого будут
исходить по количеству разрешений".
Как пояснил Сергей Дубина, для увеличения количества
разрешений в будущем важно их эффективно распределять. "Если будут
работать наиболее эффективные перевозчики, фрахтовые ставки на рынке
международных перевозок могут немного подрасти, а значит, польская сторона
будет заинтересована в перевозках на территорию Беларуси. Соответственно, число
разрешений, которые они используют, увеличится, и они тоже будут заинтересованы
в увеличении их количества", - обратил внимание он.