Среди проблем, с которыми сталкиваются российские
перевозчики, весовой контроль занимает особое место. Неприятности с ним могут
возникнуть как у нарушителей, так и у добросовестных предпринимателей.
Оборудование несовершенно, попытки миновать посты АСВГК
приводят к ДТП и разрушению дорог, а вишенкой на «торте» можно назвать
взяточничество со стороны надзорных органов: оно распространено практически
повсеместно.
Недавно произошло несколько неприятных ситуаций, так или
иначе связанных с весовым контролем:
В Биробиджане пункт весового контроля, установленный рядом с
единственным мостом через реку Биру, фактически разделил город на две части.
Предприниматели утверждают: «умные» весы выписывают миллионные штрафы даже тем,
кто едет без перевеса. Напуганные перевозчики перестали принимать заказы:
местные предприятия несут убытки. Представители бизнеса потребовали у местных
властей демонтировать АСВГК, но пока добились лишь её кратковременного
отключения для настройки и тестирования.
В республике Коми водители лесовозов перед пунктами весового
контроля сбрасывают скорость до пяти километров в час, создавая пробки и
провоцируя ДТП. Таким образом они избегают ответственности: система
автоматического взвешивания по техническим причинам не может измерять вес медленно
движущихся большегрузов.
А в Новгородской области недавно осудили экс-инспектора
ГИБДД, который «помогал» перевозчикам с прохождением весового контроля. Он дал
показания на своих коллег: оказалось, что на федеральной трассе М-10 работала
целая картель, бравшая взятки с водителей перегруженных машин.
Дело техники
Львиная доля жалоб со стороны бизнеса связана с
неудовлетворительной работой автоматических систем весового контроля. В феврале
этого года прокуратура Свердловской области отменила более 400 штрафов,
выписанных неисправной АСВГК и вынесла представление местному управлению ГИБДД,
ответственному за работу комплекса; это далеко не единичный случай.
Перевозчики часто жалуются на неисправные весы,
сигнализирующие о перевесе даже тогда, когда его нет. У этой проблемы есть
недешевое, но верное решение: рядом с каждым пунктом весового контроля можно
установить информационное табло, на котором будет отображаться вес
транспортного средства, и весы для контрольного взвешивания. Если водитель
увидит, что вес превышает допустимое значение, он сможет взвесить грузовик
повторно, на стационарных весах: точность измерения, произведенного во время
полной остановки машины, будет выше.
- В Австрии система весового контроля глубоко
автоматизирована, - рассказывает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир
Матягин. – Каждый пункт оснащен контрольными весами и специальной площадкой, на
которой можно разгрузиться, если будет выявлен перевес. Нам не помешало бы
перенять зарубежный опыт!
В регионах организацией весового контроля занимаются местные
власти. В приказе Минтранса №119, который регламентирует порядок организации
пунктов весового контроля, никаких упоминаний об информационных табло и
контрольных весах нет, поэтому регионы далеко не всегда идут навстречу
перевозчикам. Например, в Нижегородской области ответственные органы
согласились оборудовать пункты АСВГК информационными табло, а дополнительные
весы устанавливать не стали, отметив, что это не предусмотрено
законодательством.
«Бизнес на взятках»
- Контролирующие органы построили настоящий бизнес на
взятках, - объясняет Владимир Матягин. – Коррупция распространилась так
глубоко, что доверия надзорным службам уже нет. Взятки поставлены на поток.
Деньги перечисляются через банковские карточки. «Абонемент», дающий право
свободного передвижения по Ленобласти в течении месяца, стоит 30-40 тысяч
рублей, в других регионах цифры могут отличаться.
Одна из причин повсеместного распространения коррупции -
размер штрафов за перевес. Для индивидуальных предпринимателей и юридических
лиц он может достигать 500 тысяч рублей. Несколько таких штрафов – и небольшой
бизнес можно закрывать. Неудивительно, что многие водители предпочитают
«договориться».
– Кроме того, даже самую совершенную систему контроля можно
обмануть, - добавляет Матягин. – Многие водители, например, просто завешивают
госномера тряпкой. Перегруз фиксируется, а кому выставлять штраф – непонятно.
Справиться с такими хитростями, дополняет президент
«Грузавтотранса», помогут высокотехнологичные решения - мониторинг транспорта и
телематические датчики, контролирующие вес грузовика в реальном времени. Но
даже самая совершенная телематика окажется бессильной, если власть при этом не
будет учитывать мнение перевозчиков.
- Без диалога с бизнесом проблему весового контроля решить
нельзя, - резюмирует Матягин.
***
Справка: в ближайшие годы на российских дорогах появятся
новые посты весового контроля. В планах правительства - нарастить количество
АСВГК на федеральных трассах до 400 к 2024 году. Регионы также проявляют
инициативу и активно устанавливают "умные весы" на местных
автодорогах. Самые амбициозные планы - у правительства Ленинградской области,
которое намерено запустить свою сеть АСВГК уже в этом году, а в будущем
нарастить количество контрольных рамок до сотни.