Цена бензина марки «Премиум-95»
(АИ-95) 17 июня достигла исторического максимума — 56,75 тысячи рублей за
тонну. Таковы данные торгов на Санкт-Петербургской международной
товарно-сырьевой бирже. Уточняется, что с начала лета стоимость тонны данной
марки бензина выросла более чем на 9%.
За последние два дня стоимость
АИ-95 уже дважды обновила исторический максимум конца мая 2018 года. Тогда цена
поднималась до 56,08 тысячи рублей за тонну. При этом стоимость топлива марки «Регуляр-92»
по состоянию на 17 июня выросла на 24% — до 49,77 тысячи рублей за тонну. Кроме
того, цена летнего дизельного топлива по сравнению с концом апреля увеличилась
на 9,1% — до 47,77 тысячи рублей за тонну, сжиженных углеводородных газов — в
три с половиной раза, до 29,18 тысячи рублей за тонну.
«Это действительно абсолютный максимум. Ситуация на рынке начала накаляться еще с конца мая, мелкооптовые цены растут каждую неделю. Глобальная причина — демпфирующий механизм, причины, непосредственно повлиявшие на рост цен, — снижение биржевых нормативов и ограничение импорта. Регуляторное вмешательство в очередной раз приводит к фантастической ситуации: падение цен на нефть приводит к росту цен на бензин», — сообщил РБК руководитель Независимого топливного союза Павел Баженов.
В интервью изданию гендиректор
агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов посчитал причиной выхода
биржевых цен на АИ-95 на рекордные уровни острую нехватку его на бирже и в
мелком опте. По мнению эксперта, в настоящий момент независимые АЗС «работают
на пределе».
«Проблему представляет не только высокая закупочная цена бензинов, но и нехватка товара, особенно АИ-95», — сказал Турукалов. Однако, как считает руководитель «Аналитики товарных рынков», до 1 июля «по понятным причинам роста цен на заправках ожидать не следует».
Резкий скачок цен на бензин на
бирже в середине мая (на 10-11% за две недели) эксперты объясняли сокращением
объемов реализации бензина на СПбМТСБ и уменьшением отгрузки бензина на
внутренний рынок в целом. СМИ сообщали, что в начале июня Минэнерго
рекомендовало нефтяным компаниям «в существенной мере» переориентировать
экспорт нефтепродуктов на внутренний рынок. С 1 по 7 июня цены на бензин марки
АИ-92 в РФ выросли в среднем на 0,1%, АИ-95 — на 0,2%, заявили в Росстате. Рост
цен на бензин был зафиксирован в столицах 45 российских регионов (наибольшее,
на 1,8% — в Кызыле), снижение цен — в Калининграде (минус 0,1%).
Ранее Федеральная
антимонопольная служба и Минэнерго подписали совместный приказ о снижении
нормативов биржевых продаж нефтепродуктов. В период с 1 апреля по 30 июня 2020
года норматив продажи бензина на бирже будет снижен до 5 с 10 %, дизельного
топлива — до 3 с 6 %, топлива для реактивных двигателей — до 5 с 10 %, мазута —
до 1 с 2%, сжиженных углеводородных газов — до 2,5 с 5 %.
В середине апреля глава
Минэнерго Александр Новак предположил, что цены на автомобильное топливо в 2020
году в РФ будут не выше инфляции, а также могут сохраниться на текущем уровне.
Перед этим кабмин в связи с падением цен на нефтяном рынке решил временно
ограничить импорт топлива, которое подешевело за границей вместе с
нефтепродуктами. Это позволит предотвратить поставки дешевого иностранного
бензина в Россию. Запрет на импорт дешевого иностранного бензина вступил в силу
2 июня.
Новак ранее отметил сокращение
объемов потребления нефтепродуктов на российских АЗС на 30% в первые недели
режима самоизоляции, введенного для борьбы с коронавирусом. За 2019 год цены на
бензин выросли примерно на 2%, на дизельное топливо — остались почти на том же
уровне, заключил глава Минэнерго.
Субсидии правительства на
перевод автомобилей с бензина на газ увеличатся до 60%, а 30% от стоимости
переоборудования машин на газомоторное топливо оплатит «Газпром». Идея кабмина
правильная и своевременная, рассказал в беседе с Daily Storm вице-президент
Российского топливного союза Олег Ашихмин. По его словам, перейдя с бензина на
газомоторное топливо, российские водители смогут сэкономить в три раза при
заправке:
«Затраты при езде на
сжиженном газе — один рубль, а на бензине — три рубля. То есть в три раза
дешевле получается. Экономия на газе, как видим, существенная есть».
Ашихмин выразил мнение, что
инициативу правительства положительно оценят большинство российских
автолюбителей. По мнению эксперта, «даже те, кто не задумывался о переходе с
бензина на газ, установят себе в автомобиль такую систему». Раньше в РФ не было
столь острой необходимости призывать людей на переоборудование их
автотранспорта, чтобы использовать газомоторное топливо. Сейчас же, отметил
эксперт, переработка нефтепродуктов стала убыточной.
Напомним, недавно Транспортал писал о том, что из транзитного коридора
Латвии за год пропала почти половина грузов. Грузовые железнодорожные перевозки
за первые пять месяцев текущего года уменьшились в Латвии на 46,2% по сравнению
с соответствующим периодом 2019 года.
Андрей Довлатов