О том, каковы особенности работы дальнобойщика в Европе и
чего стоит бояться водителям, рассказывает водитель с 9-летним стажем Валентин.
- В 21 год я получил категорию "Е" и сразу
устроился на работу. Вначале трудился в Беларуси, а затем в России. Со временем
получил некоторый опыт в Прибалтике, стал ездить из Европы в Россию. Как итог -
устроился в европейскую фирму и с тех пор работаю исключительно в Европе, без
выезда в страны СНГ.
Самым сложным было преодолеть страх неизвестности: Европа,
большие штрафы… К примеру, за нарушения режима труда и отдыха можно остаться
без зарплаты. Страшно было заехать куда-то не туда. В этом плане в Европе
проблемы - не везде можно проехать на фуре. А если и можно, то буквально в
миллиметрах от зданий или ограждений. Но всему учишься со временем. Даже навигатором
нужно уметь пользоваться.
С опытом приходится сталкиваться и с совершенно разными и
несправедливыми по отношению к водителю ситуациями. Популярный среди
работодателей своего рода способ обмана - заставить водителя нарушать под
угрозой невыплаты зарплаты.
Например, водителю говорят, что нужно успеть на выгрузку,
даже если для этого необходимо что-то нарушить. Водителя "ловят", он
получает штраф. Уже на "базе" ему сообщают, что штраф придется
платить самому.
Так делают, естественно, не все, но практика имеет место
быть. Некоторые работодатели делят штраф с водителем пополам. Совсем редкие
случаи, когда штраф оплачивают полностью.
Впрочем, такая ситуация актуальна и для Беларуси. Режим
труда и отдыха контролируется при помощи специальных чипов. Если как следует
проверить некоторые компании, вполне может оказаться, что отдельные водители,
на которых оформлены чипы, в принципе не устроены в компании и никогда за рулем
не сидели. Другие водители вставляют "левые" чипы, чтобы больше
заработать. Иногда сами начальники колонны готовы вставить "левый"
чип, лишь бы машина ехала.
В моей компании на всех автомобилях было установлено сразу
несколько камер. Некоторые думают, что это делается для защиты водителя. По
моим наблюдениям, они скорее необходимы для оправданий перед заказчиком:
дескать, смотрите, водитель не виноват, что его обокрали или что-то случилось в
дороге. Но на водителя вновь попытаются "повесить" ущерб.
В Европе актуальна проблема краж из-за наплыва мигрантов:
всегда нужно быть начеку, чтобы тебя не "обчистили". Водителей прямо
в кабинах усыпляют газом и в это время полностью "обчищают" кабину.
Приходится перестраховываться. К примеру, в магазинах
продаются специальные замки, которые не дадут открыть дверь, даже если вскроют
дверной замок. Самый простой вариант защиты кабины - стянуть ее дверцы ремнями
для фиксации грузов. Я на всякий случай еще приоткрываю люк, чтобы был приток
свежего воздуха, если вдруг преступники решат воспользоваться газом.
Иногда на стоянках сливают топливо. Несмотря на записи с
камер, деньги все равно могут высчитать с водителя.
Часто водителям дают указания касательно мест для ночевки -
это может быть проверенная "тихая" парковка у заправки, например.
Иногда дают адрес, иногда - координаты для навигатора. Вот один водитель
однажды ровно по координатам и стал. У него вытащили груз, стоимость которого в
дальнейшем на него же и "повесили". А что до координат "безопасного"
паркинга, то уже потом выяснилось, что "имелось в виду место чуть подальше".
Вот такой вот "опыт".
Другой пример абсурда - повреждения автомобилей. Все машины
имеют КАСКО, в случае чего страховая компенсирует ущерб. Но при этом за
повреждения могут высчитать и с водителя.
Почему так?
Иногда "везет" на проблемы с перевозимым товаром.
У меня была неприятная ситуация с грузом, который повредился во время перевозки
из-за неправильной упаковки. При этом закрепил я груз правильно, поэтому и
своей вины в данной ситуации не вижу: я ведь не должен знать, как и что должно
быть упаковано? Но… Весь ущерб "повесили" на меня, доказывать что-то
бесполезно. Тот же профсоюз, который должен помогать в таких ситуациях, на деле
помощи не оказывает. На него можно рассчитывать лишь в совсем безобидных
моментах.
Также существует практика, когда за счет зарплаты
дальнобойщика формируется своего рода страховой фонд, или "стенка".
Работодатель высчитывает с каждой зарплаты определенные суммы до накопления,
скажем, 1500 евро. Случись что, из этих денег будет вычитаться сумма на
покрытие ущерба, а из зарплаты водителя вновь будут вычитаться деньги до
накопления все тех же 1500 евро. Был момент, когда ребята привлекли к этой
проблеме местные СМИ, к которым затем подключились различные инспекции с
проверками. Только тогда водителям начали возвращать удержанные деньги.
Зато, что примечательно, совсем редкость проблемы с
перевесом. Современная техника показывает нагрузку по осям - водитель в
состоянии самостоятельно проконтролировать этот момент.
Перевесы и команда "ехать" с последующим штрафом
для водителя, конечно, бывают, но отнюдь не часто.
В моей практике довольно редким явлением являются и ситуации
с излишним расходом топлива - его списывают по факту. Если у компании
предусмотрены какие-то нормы, то нормальные руководители при превышении норм
разбираются в ситуации уже по факту: изучают груз и условия перевозки.
Самое плохое для водителя - жесткие и заниженные нормы,
которых хватает "впритык" либо которые вынуждают ездить чрезмерно
аккуратно. На дороге не все факторы зависят от водителя, поэтому это не совсем
честно. Равно как и нечестно, по моему мнению, платить по километражу.
Менеджер "накосячил", пробка из-за аварии - и вот
зарплата уже не считается. Ресурс водителей - это время. И дома они отсутствуют
по времени, а не по километрам.
Хотя и с оплатой во времени возникают конфликтные ситуации.
Простой и неприятный пример: перед рейсом я хотел узнать, на какую зарплату мне
стоит рассчитывать. Менеджер уточнил фамилию, видимо, где-то посмотрел
информацию и сообщил об оплате в размере 65 евро в сутки. По факту после рейса
оплата составила уже 60 евро в сутки. Разговор ни с менеджером, ни с директором
ситуацию не исправил. И это притом что есть запись телефонного разговора, в
котором мне четко сообщили о "ставке" 65 евро.
Впрочем, все вышеперечисленные трудности не означают, что
работать нельзя. Надо общаться с коллегами, собирать информацию. В Литве и
Польше, например, риск "кидалова" выше, чем в Германии или Испании.
Неопытным водителям в этом плане сложнее. В нормальную фирму без стажа и
знакомств вряд ли возьмут, поэтому большой риск попасть в организацию, где
творится хаос. В конце концов, иногда "кидают" даже опытных
водителей, но эти риски все равно перекрываются приличными для Беларуси
зарплатами...