Беларусь не рассматривает Литву как выгодного экономического
партнера и отдает предпочтение Латвии в области грузоперевозок. Об этом
рассказал посол Беларуси в Латвии Василий Маркович.
В частности, Маркович напомнил, что в прошлом году экспорт
белорусских товаров в Латвию вырос на 40 процентов. Кроме того, страны активно
развивают сотрудничество в области грузоперевозок, и уже семь процентов грузов,
которые поступают в Рижский порт, — белорусские. Кроме того, недавно была
достигнута договоренность между Министерством лесного хозяйства Беларуси и
"Латвийской железной дорогой" о двух постоянно курсирующих поездах
для доставки лесоматериалов в порты Латвии.
Дипломат подчеркнул, что Беларусь заинтересована развивать
проекты, связанные с белорусскими калийной и нефтяной компаниями,
индустриальным парком "Великий камень", откуда китайские и
казахстанские грузы пойдут в Европу, и строительством нового целлюлозного
комбината на территории Беларуси. Для этого нужна развитая система грузового
транзита через порты.
В связи с этим белорусская сторона сомневается, что Литва способна обеспечить интенсивный грузопоток, и отдает предпочтение Латвии.
"Литва не поглотит такое количество. Она, может быть, и
хотела бы, но мы же видим ограниченные возможности литовских портов. А у вас
эти возможности есть. <…> Если сравнивать порты Литвы и Латвии, то первые
нам, конечно, ближе территориально. Но логистические преимущества, о которых
говорят литовские партнеры, не так очевидны — если подойти комплексно и
учитывать все составляющие, условия латвийской стороны могут быть очень и очень
привлекательны", — сказал Маркович.
Переориентация грузопотоков и усиление экономического
сотрудничества с Ригой происходит также на фоне нападок Литвы на Минск из-за
строящейся под Островцом АЭС и общим напряжением в отношениях между странами,
напомнил посол.
Посол также сообщил о готовности Беларуси стать более
открытой для Евросоюза. Он рассказал, что скоро будет подписано соглашение с
Еврокомиссией по упрощению визовых процедур. Маркович отметил, что уже сейчас
существует 30-дневный безвизовый въезд для широкого круга иностранных граждан,
прибывающих в столицу через аэропорт. Новая же инициатива направлена на
расширение безвизового въезда для наземного транспорта — железной дороги и
автотранспорта, а в идеале Беларусь готова отказаться от визового режима, но
только на взаимной основе.