В России
могут начать импортировать бензин, так как из-за налогов отечественное топливо
стало дороже европейского. Пока разница составляет 6−8 тыс. рублей за тонну на
оптовом рынке. И одними из самых мощных конкурентов российским производителям
могут стать белорусские НПЗ.
В агентстве
Reuters посчитали, что российский бензин уже стоит дороже европейского. Разница
составляет 6−8 тыс. руб. за тонну. Так, на бирже МТСБ в Санкт-Петербурге АИ-92
и АИ-95 стоят 41,5 тыс. рублей и 43 тыс. рублей за тонну, а, по расчетам
Reuters, импортный бензин с учетом ввозной пошлины и НДС обойдется в 37 тыс.
рублей за тонну.
«Российский
топливный рынок может вернуться в 1990-е годы, начав импорт бензина из-за
рубежа, — замечает „Коммерсант“. — В то же время российские нефтекомпании не
могут снизить цену внутри страны, так как выплачивают в бюджет отчисления по
демпферу».
Демпфер
придумали, чтобы сглаживать разницу между мировыми ценами на нефть и стоимостью
моторного топлива внутри России. Если нефтяные котировки находятся на высоком
уровне, то правительство компенсирует производителям потери от внутренних
продаж бензина, в обратном случае нефтяники платят в бюджет. Однако никто не
ожидал, что нефть подешевеет настолько, замечает «Коммерсант».
Так как
масштабных поставок импортного бензина в Россию уже давно не было, то главным
препятствием, по мнению экспертов, будет организация логистики. Проблем с ней
нет у Беларуси. Так как российский рынок из-за теперь уже высоких цен на
топливо становится премиальным, то после восстановления поставок российской
нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы они могут стать мощными конкурентами
российских компаний на их собственном рынке.