0
02:45

БАМАП – об обязанностях сторон при неверном указании массы груза

Ассоциация «БАМАП» в целях разъяснения прав и обязанностей перевозчиков и грузоотправителей при проведении загрузки груза и указания его массы в транспортных документах, информирует о следующем.

Правовое регулирование автомобильных перевозок грузов претерпело существенные изменения в связи с принятием Закона Республики Беларусь 17 июля 2017 г. № 50-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Данный нормативный правовой акт внес существенные корректировки в Закон об автомобильном транспорте (далее - Закон), в том числе в части разграничения ответственности перевозчика и отправителя за правильность оформления транспортных и грузосопроводительных документов и указания в них полных и достоверных сведений.

Соответствующие изменения внесены в ст. 41, ч. 1 ст. 44 и ч. 2 ст. 56 Закона, в соответствии с которыми грузоотправитель обязан обеспечить предоставление автомобильному перевозчику транспортных и грузосопроводительных документов, оформленных надлежащим образом, и нести ответственность за их непредставление в полном объеме.

При этом автомобильный перевозчик не обязан проверять правильность оформления грузосопроводительных документов и не несет ответственности за неправильность их оформления.

В целях реализации Закона постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 марта 2018 г. № 187 внесены соответствующие изменения и дополнения в Правила автомобильных перевозок грузов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 970 (далее - Правила).

Так, Правилами установлена обязанность грузоотправителя осуществлять загрузку транспортных средств с учетом положений Указа Президента Республики Беларусь 26 ноября 2010 г. № 613 «О проезде тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь» и, как следствие, возможность перевозчика отказаться от автомобильной перевозки, если масса предъявленной партии груза превышает грузоподъемность грузового транспортного средства либо весогабаритные параметры не соответствуют допустимым весовым и габаритным параметрам, установленным данным Указом.

Кроме того, в соответствии со п. 21 Правил перевозчик также может отказаться принять груз к автомобильной перевозке, если:

- груз не соответствует принятой к исполнению заявке или разовому заказу;

- груз предъявлен в ненадлежащей таре или упаковке;

- груз не соответствует принятой к исполнению заявке или разовому заказу;

- движение по автомобильным дорогам маршрута автомобильной перевозки временно прекращено или ограничено;

- автомобильному перевозчику не переданы надлежаще оформленные транспортные и грузосопроводительные документы.

Во всех этих случаях заказчик автомобильной перевозки должен возместить автомобильному перевозчику понесенные им затраты на пробег грузового транспортного средства от места стоянки (подачи) до места погрузки и обратно.

В целях реализации положений ст. 41, 44 и 56 Закона, внесены изменения в Правила, которыми разграничена ответственность грузоотправителя и перевозчика. Так, ранее не была установлена обязанность грузоотправителя указывать массу груза и способ ее определения, если масса определялась непрямым взвешиванием в CMR накладной (пункт 31 Правил (ред. от 26.02.2016)). Теперь помимо того, что эти данные отражаются как в товарно-транспортной накладной (ТТН), так и в CMR-накладной, устанавливается ответственность грузоотправителя перед перевозчиком за убытки, связанные с неточностью или неправильностью указания массы груза (пункт 31 Правил (ред. от 07.03.2018)).

Кроме того, внесены изменения, связанные с разграничением обязанностей грузоотправителя и перевозчика по укладке и креплению груза. Так, пункт 71 Правил дополнен положением о том, что автомобильный перевозчик обязан контролировать укладку и крепление груза, а грузоотправитель по указанию автомобильного перевозчика должен устранить нарушения укладки и крепления груза (часть 4 пункта 71 Правил (ред. от 07.03.2018)). До внесенных изменений отсутствовала обязанность грузоотправителя устранить нарушения укладки и крепления груза, а в обязанности перевозчика входил контроль за всем процессом загрузки транспортного средства.

Авто

читать больше