26 тысяч водителей намерены блокировать грузоперевозки по
всей стране. Чего они хотят добиться? И есть ли у них шансы на успех?
Зарплата дальнобойщиков в США по белорусским меркам кажется
огромной; более того, в последние годы из-за нехватки водителей она постепенно
растёт. Но всё познаётся в сравнении: по информации Business Insider, оклад
американских водителей с 1981 года снизился на 21%. Госрегулирование отрасли за
прошедшие годы значительно усилилось (особенно это касается режима труда и
отдыха), а престиж профессии, представителей которой раньше называли рыцарями
дорог, упал.
«Black Smoke Matters» («Чёрный дым имеет значение») – это
группа дальнобойщиков, решившая изменить сложившееся положение дел. 12 апреля
её члены намерены устроить стачку и перекрыть дороги по всей стране.
Как много водителей присоединится к забастовке? Вопрос
открытый; в соответствующей группе в Facebook состоит более 26 тысяч
пользователей, но вряд ли все до одного решат присоединиться к протестной
акции.
Название «Black Smoke Matters» – это напоминание о старых
добрых днях, 1970-1980 годах, когда профессия водителя была престижной, а об
экологических стандартах никто не думал, и грузовики, колесящие по дорогам США,
извергали клубы черного дыма. А еще это игра слов, отсылка к названию
интернационального движения «Black Lives Matter», выступающего против насилия в
отношении афроамериканцев.
Профсоюзы под
запретом
Менее 10% из 1,8 млн водителей большегрузов в США являются
членами профсоюзов. Работающим на себя частникам вступать в профсоюзы запрещено
законом. Это мешает им отстаивать свои права. Голос водителей часто остаётся
неуслышанным – особенно когда политики принимают новые законы, так или иначе
влияющие на отрасль.
«Black Smoke Matters» – группа в Facebook, участники которой
пытаются решить эту проблему. Группа в соцсети – не профсоюз; запретить её
деятельность власти не могут. Растёт «Black Smoke Matters» стремительно: еще в
январе в ней состояло 15 тысяч человек, а к началу апреля их число перевалило
за 26 тысяч.
12 апреля участники группы собираются остановить
грузоперевозки на всей территории США. Каким образом? Некоторые водители просто
останутся дома и не выйдут на работу. Другие припаркуют свой грузовик на
стоянке и устроят себе внеплановый выходной.
Самые отчаянные дальнобойщики готовы блокировать автострады,
чтобы полностью остановить движение по ним.
«Каждый решает сам, но нам бы хотелось, чтобы в акции
поучаствовали все члены группы», - рассказывает вице-президент движения Лори
Франклин. – «Мы хотим, чтобы все грузовики остановились».
У дальнобойщиков из «BSM» есть целый список требований.
Одной из главных проблем они называют внедрение ELD, электронных «логбуков» -
устройств, отслеживающих соблюдение водителем режима труда и отдыха. Мандат о
ELD был принят в 2017 году; водители и предприниматели не обрадовались усилению
контроля. В статьях двухлетней давности можно найти апокалиптические прогнозы,
согласно которым до 27% «частников» и небольших компаний должны были уйти из
бизнеса. Эти прогнозы не оправдались, однако жизнь перевозчикам «американские
тахографы» всё-таки усложнили.
Facebook вместо
профсоюза
Эксперты не верят в успех планируемой забастовки.
– Я очень удивлюсь, если эта акция протеста поможет
водителям что-то изменить, - рассуждает профессор экономических наук Майкл
Белзер. – Боюсь, что организовать эффективную забастовку в Facebook невозможно.
Стив Висчелли, социолог из Университета Пенсильвании,
напоминает, что забастовки водителей, организованные в соцсетях, за последнее
десятилетие происходили неоднократно. Они не приводили к каким-либо переменам –
но это не значит, что так будет всегда.
И если «BSM» преуспеют 12 апреля, это будет не первый
случай, когда скептики окажутся неправы. Прецеденты уже были, правда – много
лет назад. В 1973-1974 годах водители организовали масштабную забастовку,
скоординировав свои действия с помощью обычных раций. В знак протеста против
стремительно дорожающего топлива американские «частники» несколько раз
останавливали движение на хайвеях, полностью их блокируя. Тогда требования
водителей были выполнены.
– Группы в социальных сетях могут стать своеобразной заменой
профсоюзам. С их помощью водители могут выдвигать требования и высказывать свое
мнение о том, что происходит с отраслью, - резюмирует Висчелли.
Как режим труда и
отдыха мешает отдыхать
В Business Insider полагают, что название «Black Smoke
Matter» выбрано неспроста: оно может использоваться как заигрывание с
гражданами, поддержавшими движение «Black Lives Matter», предлог присоединиться
к водителям в борьбе «за всё хорошее против всего плохого».
- Сообщения в группе «BSM» непонятны широким массам, -
отмечает Белзер. – Незнакомые с грузоперевозками люди ничего не знают о ELD,
связанном с ним законодательстве и режиме труда и отдыха. Общественность не
поддержит дальнобойщиков в этом вопросе. Со стороны идея контроля за режимом
труда и отдыха водителя выглядит вполне разумной.
Идея действительно разумная, но её реализация сопряжена с
различными трудностями. Большинство дальнобойщиков, соблюдающих режим труда и
отдыха, ежедневно работают в одно и то же время. В одно и то же время они
заезжают на парковки, чтобы отдохнуть, и зачастую не находят свободных мест.
Такие неочевидные неудобства мешают водителям работать.
– ELD – это всего лишь симптом более серьезной проблемы,
плохого отношения к водителям, - уверен Висчелли. – Дальнобойщикам будет
чертовски трудно справиться с ней, потому что они фактически не имеют права на
самоорганизацию.
Однако руководство BSM настроено более оптимистично. Группа
готовится к забастовке: активисты расклеивают агитационные материалы на
грузовых парковках. Водителей убеждают принять участие в стачке разными
способами. Один из главных доводов – для этого не нужно ничего делать;
достаточно просто взять выходной и остаться дома.
«Они отправятся в
тюрьму»
Далеко не все водители разделяют взгляды BSM.
– Я уверен, что хорошие идеи не требуют насильственного
принуждения, проявления агрессии и блокирования дорог, - утверждает Крис Полк,
водитель с 20-летним стажем. – Нельзя отказываться от работы, за которую вы уже
взялись.
– Они («BSM») – кучка преступников, повстанцев. Все они
будут обвинены в терроризме и отправятся в тюрьму, - говорит Джонатан Дженкинс,
владелец небольшого автопарка.
В США большегрузы перевозят около 71% всех товаров. Продукты
питания, вода, медикаменты доставляются в магазины и социальные учреждения на
грузовиках. Если «BSM» удастся парализовать движение на дорогах страны хотя бы
на несколько дней, магазинные полки могут опустеть. Возникнет риск дефицита медицинских
принадлежностей – шприцев и катетеров в больницах и поликлиниках. Срок годности
отдельных радиоактивных препаратов для лечения онкологических заболеваний
составляет считанные часы, поэтому некоторые водители считают саму идею
забастовок аморальной.
– Возможность дефицита продуктов питания и отсутствия
медикаментов вызовет ужас у широкой публики, – утверждает водитель Чад Тиг. –
Неправильно прекращать доставку грузов только из-за того, что мы хотим, чтобы
нас услышали.
Но главная причина, которая, по мнению Тига, приведёт к неудаче
протестующих – это деньги.
- Почти у всех водителей есть семьи, о которых нужно
заботиться. Они вряд ли смогут позволить себе поставить грузовик на стоянку и
взять хотя бы один лишний выходной: им нужны деньги, чтобы содержать семью.