Технологии всегда были движущей силой логистики. Сегодня
логистические компании предлагают достаточно широкий спектр технологических
решений.
Логистика, производство, транспорт и цепи поставок сегодня переживают период быстрых и беспрецедентных преобразований. Будущее этих отраслей связано с инновациями и технологиями. Не так давно 3D-печать, интернет вещей, доставка грузов беспилотными летательными аппаратами и прочие, ставшие уже почти реальностью новшества, были предметом научной фантастики. В ходе своей профессиональной деятельности я достаточно много общаюсь со своими зарубежными коллегами. Сегодня я хочу рассказать, на что нацелены продавцы и поставщики услуг в указанных отраслях в странах ЕС, Ближнего востока и США, которые начинают внедрять эти технологии для обеспечения быстрой, дешевой, надежной и устойчивой логистики.
В недалеком прошлом, люди искали способы перемещать товары
быстрее, в больших объемах и более экономно. Эти проблемы были решены в первую
очередь с помощью изобретения железной дороги, автомобилей (в том числе
грузовых), современных кораблей и самолетов. Изобретение компьютера, интернета
и связанных с ним технологий стало настоящей революцией в логистике. Появились
web-технологии, программы и системы управления транспортом. Однако сейчас
логистическая отрасль стоит на пороге очередной революции.
Разрабатываемые сегодня новейшие технологии в большей
степени связаны со скоростью, точностью, безопасностью и бесперебойной
доставкой. Они включают в себя 3D-печать, доставку грузов дронами, интернет
вещей. Беспилотные транспортные средства дополняют эту перспективную
реальность. К сожалению, в России эти технологии пока находят весьма и весьма
ограниченное применение, хотя у «наших зарубежных партнеров» многое из
вышеперечисленного уже поставлено на промышленный уровень.
Сегодня я хочу рассказать, как каждая из этих технологий
изменит способ работы российских логистических компаний в будущем.
Как 3D-печать поможет
сократить цепочки поставок
Сама по себе концепция 3D-печати существует еще с 1980-х
годов, однако только сейчас эта технология превратилась в реальность и стала
доступной в относительно массовом масштабе. Эта революционная технология
позволяет практически любой компании без особых затрат создавать изделия или
части изделий из металлов, пластмасс, смешанных материалов и даже тканей
человека.
Как это повлияет на логистику и управление цепями поставок?
Аддитивное производство (3-D печать) значительно расширяет производственный
процесс, делает его независимым от специализированных производств и
предприятий.
Это позволит производителям «печатать» необходимые изделия и
разного рода комплектующие по требованию, что сократит цепочку поставок,
избавив от необходимости хранить большие объёмы готовой продукции на складах.
Использование 3D-печати приведет к кардинальным изменениям в
логистической отрасли. Логистические компании будут поставлять сырье вместо
многих готовых изделий и смогут предоставлять услуги 3D-печати в местах
доставки, что станет дополнительным источником дохода.
Как интернет вещей
увеличит видимость и осязаемость транзита
Сейчас отслеживание товаров и услуг в пути является одной из
проблем. Применение IoT наряду с используемыми сейчас облачным GPS-системами,
позволит отслеживать отдельные партии грузов и их состояние. IoT основан на
использование чипов радиочастотной идентификации (RFID), которые «общаются»
друг с другом. Микросхемы, прикрепленные к отдельным элементам грузовой партии,
передают такие данные, как идентификация груза (товара), местоположение,
температура, давление и влажность и т.п.
Потенциал использования этой технологии огромен. Товар
больше не будет теряться при хранении или транспортировке, так как каждый
элемент будет передавать данные о своем местоположении.
Уведомление будет приходить о любом негативном воздействии,
что позволит оперативно предотвратить повреждение груза или его хищение. Чип
может сигнализировать о наступлении неблагоприятных погодных условий, таких как
высокая температура или влажность. Мало того, он также может передавать данные
о дорожной обстановке и данные, связанные с конкретным параметром, таким как
средняя скорость перемещения и схемы движения, информацию о возврате. Поскольку
управление цепочками поставок и транспортировка - актуальная тема для
менеджеров и директоров по логистике, логистические компании, которые будут
применять эту технологию, получат огромную выгоду и смогут получить большее
количество удовлетворенных клиентов.
Данная технология на сегодняшний день активно внедряется
логистическими операторами в США и странах Евросоюза
Как дроны оставят
курьеров без работы
Дрон – это беспилотный летательный аппарат, который может
управляться дистанционно или же летать автономно, используя программные
маршруты полета, встроенные в его систему. Дроны маленькие, легкие, недорогие в
эксплуатации и могут летать там, где другие виды транспорта не могут быть
использованы. Опыт использования такой техники уже существует в Объединенных
Арабских Эмиратах.
Логистические компании России еще не используют дроны, но
нет никаких сомнений в том, что они возьмут их на вооружение в ближайшие годы.
В недалеком будущем 3PL-операторы будут использовать
беспилотники для быстрой доставки небольших пакетов как в городах, так и в
отдаленных районах. Благодаря их высокой скорости и точности возможно будет
сократить цепочку поставок и значительно уменьшить расходы на транспортировку.
Так что курьерские компании могут остаться без работы. Единственными моментами,
которые мешают широкому использованию этой технологии, являются вопросы,
связанные с государственным регулированием, безопасностью воздушного движения,
разрешенными размерами и весом дрона.
Как автомобили без
водителя значительно сократят транспортные расходы
Несмотря на то, что транспортные средства без водителя все
еще находятся на стадии испытаний, они показали большой потенциал в качестве инструментов
для логистики и управления цепями поставок. Способность транспортных средств
без водителя ощущать окружающую среду и ориентироваться без вмешательства
человека делает эти футуристические грузовые автомобили идеальными для доставки
грузов клиентам. Большую часть транспортных расходов составляет зарплата
водителя. Транспортно-логистические компании, обладающие собственным парком,
смогут существенно сократить накладные расходы, используя для доставки транспортные
средства без водителя.
Кроме того, такие горячие проблемы отрасли грузоперевозок,
как нехватка дальнобойщиков и длительное ожидание на погрузке/разгрузке, просто
исчезнут благодаря наличию автономных грузовиков без водителя.
Еще одним преимуществом использования транспортных средств
без водителя является то, что они сами по себе, благодаря заложенным в их
компьютер жестким алгоритмам и правилам, являются лучшими водителями, чем люди:
риск аварий будет почти нулевым. Они не будут терять концентрацию, дремать,
разговаривать по телефону или отправлять сообщения, находясь за рулем.
В России разработкой беспилотных грузовых автомобилей
занимается Камский автозавод. Испытания беспилотника, созданного на шасси
КАМАЗ-5350, начнутся уже в этом году: машина выйдет на дороги общего
пользования в Набережных Челнах. Ожидается, что в серийное производство грузовики
поступят до 2025 года.
Как «дополненная
реальность» поможет увеличить скорость обработки и доставки грузов
Дополненная реальность (Augmented reality, AR) способна
обеспечить прямое или косвенное представление о реальном мире за счет
дополненных элементов восприятия реальности компьютером, включая звук и видео.
AR дает расширенное представление о мире вокруг в режиме реального времени и
делает логистического оператора более осведомленным о внешней среде. В будущем
сотрудники компаний –логистических операторов смогут использовать технологию AR
в виде носимых устройств для получения важной информации о грузе, который они
обрабатывают, например, о содержании, весе и месте нахождения. Очевидно, что такая
видимость с помощью технологии AR улучшит обработку грузов, увеличит скорость
доставки и сократит общие затраты.
Постоянно
возрастающая роль технологий в функциях цепочки поставок
В течение десятилетий сфера управления транспортировкой,
складом и выполнением заказов оставалась на уровне «доисторических» технологий
в виде изолированных хранилищ, неэффективных процессов и ограниченной
информационной доступности. Тем не менее, технологии изменились, поскольку
изменились бизнес-процессы, выполняемые в цепочке поставок. Современные
технологии предоставляют малым и средним предприятиям возможность
воспользоваться инновационными инструментами для обеспечения сквозного
отслеживания, визуализации и обработки грузов.
На текущий момент многие факторы говорят о том, что
технологии используемые в цепочке поставок необходимо расширять и изменять.
Причинами тому являются проблемы с конечными потребителями товаров и пропускной
способностью цепей поставок.
Потребители уже
сейчас требуют большего
До появления интернета у потребителей не было возможности
приобретать товары за пределами розничных магазинов и каталогов. Предприятия
были ориентированы на предоставление нужного продукта в нужном месте и в нужное
время. Сегодня потребитель хотел бы иметь любой продукт в любом месте и в любое
время. Это казалось невозможным, однако, подавляющее большинство компаний
научились использовать потребительский спрос благодаря эффективности
современных технологий в цепочках поставок. Если в какой-то части цепочки
поставок возникают задержки, это приводит к проблемам и задержкам на других
участках, что в конечном итоге может привести к недовольству потребителей,
которая может обернуться упущенной выгодой.
Производительность в
сравнении с возможностями и зависимостью от спроса
Выше я упоминал о нехватке водителей и рассказал о возможном
решении этой проблемы с помощью современных технологий. Тем не менее, некоторые
мои коллеги, отраслевые эксперты считают, что нехватка водителей не настолько
уж существенна. Но по моему опыту, многие компании, грузоотправители и
предприятия, задействованные в цепочке поставок, продолжают требовать
увеличения количества водителей и увеличения транспортного парка.
Многие транспортные компании идут по принципу перевозки
грузов меньшим количеством грузовиков с большим объемом грузовых прицепов.
Однако необходимо учитывать, что в этом случае задержка транспорта создаст в
цепочке поставки большие проблемы, которые могут привести к неспособности
конечного потребителя справиться со своей коммерческой ситуацией. А сколько
недогруженных и порожних рейсов из-за большого грузового объема выполняется
сейчас?
В конечном счете, факт остается фактом: сегодняшние
технологии в цепочках поставок недостаточно эффективны. Использование
современных технологий способно изменить ситуацию.