Пока
правительство думает над мерами поддержки экономики, дальнобойщики начинают
потихоньку «класть зубы на полку». Поставленная «на паузу» экономика уже
обрушила рынок автоперевозок в стране.
Карантиноподобные
меры в экономике, направленные против модной сейчас в мире разновидности ОРВ,
не только разогнали по домам «офисный планктон» больших городов, но и самым
непосредственным образом придушили грузовые автоперевозки. А красивое название
отрасли — «кровеносная система экономики страны» — теперь приобретает зловещий
оттенок. Сейчас в ней наблюдается тотальное малокровие, а в отдельных ее частях
еще и что-то вроде тромбоза.
Относится это
преимущественно к южным регионам России, где местным властям так понравилось
«держать и не пущать», что они под коронавирусный шумок установили на дорогах
вверенных регионов порядки, сходные с военным положением. Всех иногородних
принялись заворачивать назад еще на границах областей, а для местных водителей
ввели систему пропусков с дифференциацией по цвету.
Минпромторг
вроде как выпустил разъяснение, что грузоперевозки не должны подпадать под
ограничительные меры, но «на местах» изложенные в нем мысли доходят не сразу и
не до всех.
Как
рассказывают в соцсетях водители большегрузов, в первую нерабочую неделю апреля
кое-где доходило до того самых настоящих «подстав» со стороны правоохранителей.
Когда
сломавшаяся на трассе фура заезжала в придорожную мастерскую, местные «бойцы
коронавирусного фронта» радостно штрафовали ее владельца на 200 000—500 000
рублей по недавно обновленной ч. 2 ст. 6.3 КоАП. За нарушение санитарных
предписаний сидеть по домам и не работать.
Подобные
«перегибы на местах», если судить по профессиональным форумам дальнобойщиков,
отмечались на Ставрополье, Перми, Волгограде. Сейчас, вроде как, штрафная
истерика в мозгах правоохранителей поутихла, но осадочек остался.
Выясняется
также, что коронавирусная пандемия принесла простым водилам фур и некоторые
плюсы. Судя по «сообщениям с мест», взаимодействие водителей с логистическими
центрами и складами сейчас изрядно упростилась.
Оформление
грузов, на которое до последнего времени могло уходить по полдня из-за
бюрократизации процесса, теперь резко ускорилось.
Везде
принимаются антикоронавирусные меры, до минимума уменьшаются контакты между
местным персоналом и приезжими водителями. Благодаря этому, сейчас процедура
приемки-передачи груза сводится для дальнобойщика к процессу: получил в
приоткрытое окошко папочку с бумагами, расписался где надо, вернул папочку
сотруднику склада, отчалил на маршрут.
Даже
медицинские маски при въезде на территорию складов водителям кое-где выдают,
ведь дальнобойщику на шоссе купить ее физически невозможно.
По словам
координатора ассоциации «Дальнобойщик» Валерия Войтко, сейчас более-менее
прилично чувствуют себя лишь те грузовые компании, чьи машины заняты на
доставке товаров первой необходимости. Все остальные перевозки сведены к
минимуму.
Текущее
падение объемов автомобильных грузопотоков оценивается экспертом на уровне
30—50% в зависимости от номенклатуры грузов и направления.
На
основании этих данных можно предположить, что до 30% грузового автопарка по
окончании карантинных мер может оказаться не у дел, не выдержав жесточайшей
ценовой конкуренции, развернувшейся сейчас на рынке автоперевозок.
Поскольку
демпинговать ради выживания вынуждены практически все.
– Перебоев с
поставками каких-либо грузов по причинам, связанным с работой
автотранспортников, нет и не предвидится. Сейчас они готовы выполнять любые
заказы по минимальным ценам. В ближайшем же будущем нас ждет волна ликвидаций
транспортных компаний. Выживет тот, кто сумеет лучше приспособиться к резко
изменившейся ситуации в экономике, — считает Валерий Войтко.