Объем контрабанды, ввозимой в Россию из Беларуси, без
преувеличения огромен. Фуры с санкционкой на российских дорогах задерживают
чуть ли не ежедневно. Как работают и сколько получают их водители?
Белорусские товары стали глотком свежего воздуха для
россиян, лишившихся многих европейских продуктов после введения
продовольственного эмбарго в 2014 году. К удивлению наших соотечественников, на
прилавках появились экзотические фрукты и даже морепродукты белорусского
производства. Все это, конечно, ввозилось в Беларусь из европейских стран.
Объемы контрабанды по понятным причинам точной оценке не
поддаются, но эксперты утверждают, что ежегодно в Россию ввозятся сотни тысяч
тонн нелегальной продукции. Большегрузы с «санкционкой» на дорогах России
задерживают чуть ли не ежедневно. В ноябре 2017 года Минфин предложил
приравнять незаконный ввоз европейских фруктов к ввозу ядовитых веществ и взрывчатки.
Накипело!
За первые 7 дней апреля на российско-белорусской границе
было задержано 36 большегрузов, доверху набитых санкционными грушами, яблоками
и другими фруктами. Машины везли товар без необходимых документов. Реакция
Россельхознадзора не заставила себя ждать: служба запретила ввоз груш и яблок
из соседнего государства. Президент Беларуси Александр Лукашенко в ответ пригрозил
отказаться от российской нефти, переведя конфликт из торговой в
торгово-политическую плоскость. Ему есть, что защищать: поставщики иностранной
продукции, которая ввозится в Беларусь для дальнейшего транзита в Россию,
платят в бюджет установленные законом сборы и налоги.
Журналисты иронично называют контрабанду продовольствия в
Россию важной статьёй доходов для Беларуси. Обеспечивают эти доходы ушлые
коммерсанты, а возят продукцию самые обычные белорусские водители, даже не
пытающиеся скрывать «серые» схемы, которыми пользуются. С одним из них
побеседовали журналисты новостного портала «Белорусский Партизан».
Без проводника не
обойтись
Водитель большегруза, представившийся Сергеем, рассказал,
что «переодевание» груза начинается в Беларуси. Из Европы в страну въезжает
въезжает большегруз с санкционной продукцией. На границе он проходит растаможку
по всем правилам: перечисления уходят в госбюджет. Затем машина прибывает на
один из складов в окрестностях Минска, где санкционку перегружают в другое
транспортное средство. Клеймо страны-производителя, расположенное на паллетах,
срезают обычной болгаркой, а на свежей древесине ставят белорусскую маркировку.
Так европейские яблоки и груши становятся белорусскими.
Затем водитель получает документы на груз, в которых указана
конечная точка маршрута, находящаяся на территории Беларуси. Это делается для
того, чтобы у местных правоохранителей, которые могут остановить грузовик на
пути к российской границе, не возникло никаких вопросов. Машины движутся в
сторону России и останавливаются в специально оговоренных местах за несколько
десятков километров до границы. В этих местах собираются целые караваны
большегрузов. Местные «проводники» показывают им маршрут по глухим проселочным
дорогам.
- Водитель, проехавший по такому маршруту, поверьте, никаких
дорог больше не боится, - рассказывает Сергей.
Караван прибывает к «дырке» в белорусско-российской границе.
Там их встречают российские «проводники». Сергей рассказал, что в последний раз
это были сотрудники полиции «в гражданском». Их задача – проконтролировать,
чтобы фуры прошли через границу и не попались на глаза случайным наблюдателям.
С каждого водителя они берут по 100 долларов.
Когда грузовики попадают на дорогу, их снова встречают
проводники, которые раздают водителям пломбы и липовые документы («в прошлый
раз я вёз в Россию польские яблоки, а по документам получалось, что я перевозил
какое-то оборудование»). Караван сопровождают до места прибытия: в последний
раз Сергей возил контрабанду в Санкт-Петербург, его машину сопровождали до
питерского КАДа.
– Как показывает практика, гаишники к фурам равнодушны. Даже
если остановят транспортники, с водителя взятки гладки: основной удар
приходится на владельца машины. Его оштрафуют, а фуру арестовывают на пару
месяцев, чтобы товар успел испортиться, - объясняет Сергей.
В таких случаях, рассказывает водитель, фирма чаще всего
закрывается, а её бывший владелец оформляет новое предприятие на подставное
лицо и вновь начинает незаконную деятельность – потому что деньги там крутятся
большие, лишаться их не хочет никто. Неплохо получают и водители: если везти
груз из Европы через Беларусь в Россию, то можно заработать полторы и даже две
тысячи долларов. А за рейс Беларусь-Россия платят меньше, около $400.