0
04:35

«Я молюсь перед каждым рейсом»: в ЮАР водители грузовиков всё чаще нападают на своих коллег

Водители грузовиков из Южноафриканской Республики нападают на своих коллег, приехавших на заработки из соседних стран. Нападения происходят ежедневно, жертвы есть с обеих сторон.

С чего всё началось

Прошлым летом мы писали о нападениях на водителей грузовиков в Южноафриканской Республике. Жертвами становились дальнобойщики из других стран, приехавшие в ЮАР на заработки. Местные водители, недовольные засильем дешевой рабочей силы – и, как следствие, снижением зарплат в отрасли – сначала устраивали митинги, требуя ужесточить миграционное законодательство, а затем перешли от слов к делу.

Организованные группы останавливали большегрузы в глухих местах. Если за рулём машины оказывался иностранец, его выгоняли из кабины, а грузовик сжигали. При этом значительная часть южноафриканского сообщества перевозчиков поддерживала эти преступные действия. На автомагистралях страны водители разных транспортных компаний выстраивались вдоль обочин и устраивали митинги, призывая своих работодателей избавиться от иностранных водителей.

«Не позволим отнять работу!»

Полиция организовала несколько облав, чтобы утихомирить преступников. В ходе самой массовой спецоперации было арестовано 62 человека. Но сегодня можно с уверенностью сказать, что предпринятых мер оказалось недостаточно. Всего шестерых арестованных осудили за грабеж (их причастность к поджогам, судя по всему, доказать не удалось), а нападения на водителей-иностранцев продолжились.

По информации, в 2018 году в ЮАР подверглись нападению более 1300 грузовиков.

В мае этого года на стоянках, у придорожных кафе и в других местах, где часто бывают дальнобойщики, стали появляться листовки с угрозами.

«Всем иностранцам, работающим водителями грузовиков в ЮАР. Со 2 июня 2019 года мы не хотим видеть вас в кабинах большегрузов. Мы даём вам месяц на поиски новой работы. Если мы увидим, что кто-то из вас все еще водит грузовик, зарегистрированный в ЮАР, то мы не знаем, что случится, потому что мы устали от вас. Мы не позволим отнять нашу работу, и мы не будем повторять дважды. Ваши наниматели не слышат нас, поэтому теперь мы говорим с вами. И если вы думаете, что мы обманываем, блефуем или играем с вами – подождите и посмотрите, что случится.»

Ответственность за распространение угроз брать на себя никто не стал, но интересно, что представители профессиональных объединений, с которыми беседовали журналисты южноафриканских СМИ, поддержали позицию радикалов.

— Я ничего об этих листовках не знаю, мои люди их не расклеивали, – заявил председатель Фонда водителей грузовиков Сифо Зунгу. – Но мы не хотим, чтобы работодатели нанимали иностранцев! Они должны подумать о наших, южноафриканских водителях.

17 нападений в день

То ли авторы листовок не имели никакого отношения к радикалам, нападавшим на дальнобойщиков, то ли они решили не дожидаться 2 июня и начать действовать заранее – но уже в середине мая нападения на водителей участились.

6 июня адвокат Приа Хассан заявила, что за три прошедших недели в стране было сожжено более 60 большегрузов. В начале июня нападений стало еще больше: по словам адвоката, правоохранительные органы получают около 10 сообщений о поджогах ежедневно.

2 июня был установлен рекорд: в этот день в ЮАР сгорело 17 грузовиков.

Нельзя сказать, что правоохранители при этом бездействуют: за последние недели они задержали около ста человек. Но и эффективными их действия не назовешь: большинству задержанных предъявляются обвинения по несерьезным статьям вроде нарушения ПДД.

А тем временем инциденты всё чаще заканчиваются гибелью водителей. В мае дальнобойщик из Зимбабве был убит камнем, брошенным в лобовое стекло его большегруза с автодорожного моста. Машину, оказавшуюся в кювете, разграбили.

Двух мужчин – водителя грузовика и сопровождавшего его экспедитора – обстреляли в начале июня рядом с городом Дурбан. Оба были госпитализированы в тяжелом состоянии. Еще несколько водителей, машины которых подожгли в разных районах страны, получили сильные ожоги.

Есть жертвы и со стороны нападавших: во время одной из облав полицейским пришлось застрелить преступника, оказавшего сопротивление.

«Мы боимся умереть вдали от семей»

Несмотря на беспредел, который творится в стране, иностранные водители не намерены отказываться от своей работы. Причина, по которой многие из них рискуют жизнью – нищета. ЮАР является одной из лидирующих экономик Африки, и зарплаты водителей здесь в разы больше, чем в соседних Зимбабве, Ботсване, Намибии.

— Я молюсь каждый день, перед тем как пойти на работу, – рассказывает водитель из Зимбабве Стивен Багадзи. – Мой брат, тоже работавший водителем, сейчас восстанавливается после травмы ноги. Его вытащили из грузовика и избили бейсбольной битой, а машину сожгли. Мы боимся умереть вдали от наших семей. Но из-за семей, из-за родных и близких мы не можем бросить эту работу. Мы оказались между молотом и наковальней! Мы понимаем недовольство местных жителей, но отказаться от работы не можем: у нас на родине страшная нищета.

Несмотря на предупреждения правоохранителей, большинство дальнобойщиков продолжает работать в тёмное время суток.

— Водители привязаны к морским портам, – объясняет владелец транспортной компании Westmead Carriers Вишал Харисперсад, один из грузовиков которого недавно сожгли на ночной дороге. – Машина может весь день дожидаться выгрузки в порту. Если выгрузка произошла поздно вечером, водитель не будет дожидаться утра, он сразу же отправиться в путь. Иначе мы можем потерять несколько рабочих дней в неделю.

Ситуация усугубляется еще и тем, что некоторые недобросовестные предприниматели начали самостоятельно сжигать свои грузовики, чтобы получить страховку. Если в спокойные времена полиция могла бы провести тщательную проверку инцидента, то сейчас, когда счет сожженным грузовикам идёт на тысячи, доказать корыстный умысел владельца стало гораздо сложнее.

*  *  *

Сегодня нападения на водителей грузовиков – самая горячая тема в южноафриканских СМИ. Проблема решается на высоком уровне: регулярно проводятся встречи с участием премьер-министра, министров полиции и транспорта, а за ходом дела следит президент страны Кирилл Рамафоса.

Но пресса настроена скептически. По мнению журналистов, предпринимаемых политиками действий явно недостаточно. Полиция задерживает десятки человек, единицы из них удаётся привлечь к ответственности, и пока толка от этих мер не видно: нападения на водителей происходят все чаще и чаще.

Источник: https://news.ati.su