Водители грузовиков из Южноафриканской Республики нападают
на своих коллег, приехавших на заработки из соседних стран. Нападения
происходят ежедневно, жертвы есть с обеих сторон.
С чего всё началось
Прошлым летом мы писали о нападениях на водителей грузовиков
в Южноафриканской Республике. Жертвами становились дальнобойщики из других
стран, приехавшие в ЮАР на заработки. Местные водители, недовольные засильем
дешевой рабочей силы – и, как следствие, снижением зарплат в отрасли – сначала
устраивали митинги, требуя ужесточить миграционное законодательство, а затем
перешли от слов к делу.
Организованные группы останавливали большегрузы в глухих
местах. Если за рулём машины оказывался иностранец, его выгоняли из кабины, а
грузовик сжигали. При этом значительная часть южноафриканского сообщества
перевозчиков поддерживала эти преступные действия. На автомагистралях страны
водители разных транспортных компаний выстраивались вдоль обочин и устраивали
митинги, призывая своих работодателей избавиться от иностранных водителей.
«Не позволим отнять
работу!»
Полиция организовала несколько облав, чтобы утихомирить
преступников. В ходе самой массовой спецоперации было арестовано 62 человека.
Но сегодня можно с уверенностью сказать, что предпринятых мер оказалось
недостаточно. Всего шестерых арестованных осудили за грабеж (их причастность к
поджогам, судя по всему, доказать не удалось), а нападения на водителей-иностранцев
продолжились.
По информации, в 2018 году в ЮАР подверглись нападению более
1300 грузовиков.
В мае этого года на стоянках, у придорожных кафе и в других
местах, где часто бывают дальнобойщики, стали появляться листовки с угрозами.
«Всем иностранцам, работающим водителями грузовиков в ЮАР.
Со 2 июня 2019 года мы не хотим видеть вас в кабинах большегрузов. Мы даём вам
месяц на поиски новой работы. Если мы увидим, что кто-то из вас все еще водит
грузовик, зарегистрированный в ЮАР, то мы не знаем, что случится, потому что мы
устали от вас. Мы не позволим отнять нашу работу, и мы не будем повторять
дважды. Ваши наниматели не слышат нас, поэтому теперь мы говорим с вами. И если
вы думаете, что мы обманываем, блефуем или играем с вами – подождите и
посмотрите, что случится.»
Ответственность за распространение угроз брать на себя никто
не стал, но интересно, что представители профессиональных объединений, с
которыми беседовали журналисты южноафриканских СМИ, поддержали позицию
радикалов.
— Я ничего об этих листовках не знаю, мои люди их не
расклеивали, – заявил председатель Фонда водителей грузовиков Сифо Зунгу. – Но
мы не хотим, чтобы работодатели нанимали иностранцев! Они должны подумать о наших,
южноафриканских водителях.
17 нападений в день
То ли авторы листовок не имели никакого отношения к
радикалам, нападавшим на дальнобойщиков, то ли они решили не дожидаться 2 июня
и начать действовать заранее – но уже в середине мая нападения на водителей
участились.
6 июня адвокат Приа Хассан заявила, что за три прошедших недели
в стране было сожжено более 60 большегрузов. В начале июня нападений стало еще
больше: по словам адвоката, правоохранительные органы получают около 10 сообщений
о поджогах ежедневно.
2 июня был установлен
рекорд: в этот день в ЮАР сгорело 17 грузовиков.
Нельзя сказать, что правоохранители при этом бездействуют:
за последние недели они задержали около ста человек. Но и эффективными их
действия не назовешь: большинству задержанных предъявляются обвинения по
несерьезным статьям вроде нарушения ПДД.
А тем временем инциденты всё чаще заканчиваются гибелью
водителей. В мае дальнобойщик из Зимбабве был убит камнем, брошенным в лобовое
стекло его большегруза с автодорожного моста. Машину, оказавшуюся в кювете,
разграбили.
Двух мужчин – водителя грузовика и сопровождавшего его
экспедитора – обстреляли в начале июня рядом с городом Дурбан. Оба были
госпитализированы в тяжелом состоянии. Еще несколько водителей, машины которых
подожгли в разных районах страны, получили сильные ожоги.
Есть жертвы и со стороны нападавших: во время одной из облав
полицейским пришлось застрелить преступника, оказавшего сопротивление.
«Мы боимся умереть
вдали от семей»
Несмотря на беспредел, который творится в стране,
иностранные водители не намерены отказываться от своей работы. Причина, по
которой многие из них рискуют жизнью – нищета. ЮАР является одной из лидирующих
экономик Африки, и зарплаты водителей здесь в разы больше, чем в соседних
Зимбабве, Ботсване, Намибии.
— Я молюсь каждый день, перед тем как пойти на работу, –
рассказывает водитель из Зимбабве Стивен Багадзи. – Мой брат, тоже работавший
водителем, сейчас восстанавливается после травмы ноги. Его вытащили из
грузовика и избили бейсбольной битой, а машину сожгли. Мы боимся умереть вдали
от наших семей. Но из-за семей, из-за родных и близких мы не можем бросить эту
работу. Мы оказались между молотом и наковальней! Мы понимаем недовольство
местных жителей, но отказаться от работы не можем: у нас на родине страшная
нищета.
Несмотря на предупреждения правоохранителей, большинство
дальнобойщиков продолжает работать в тёмное время суток.
— Водители привязаны к морским портам, – объясняет владелец
транспортной компании Westmead Carriers Вишал Харисперсад, один из грузовиков
которого недавно сожгли на ночной дороге. – Машина может весь день дожидаться
выгрузки в порту. Если выгрузка произошла поздно вечером, водитель не будет
дожидаться утра, он сразу же отправиться в путь. Иначе мы можем потерять несколько
рабочих дней в неделю.
Ситуация усугубляется еще и тем, что некоторые
недобросовестные предприниматели начали самостоятельно сжигать свои грузовики,
чтобы получить страховку. Если в спокойные времена полиция могла бы провести
тщательную проверку инцидента, то сейчас, когда счет сожженным грузовикам идёт
на тысячи, доказать корыстный умысел владельца стало гораздо сложнее.
* * *
Сегодня нападения на водителей грузовиков – самая горячая
тема в южноафриканских СМИ. Проблема решается на высоком уровне: регулярно
проводятся встречи с участием премьер-министра, министров полиции и транспорта,
а за ходом дела следит президент страны Кирилл Рамафоса.
Но пресса настроена скептически. По мнению журналистов, предпринимаемых политиками действий явно недостаточно. Полиция задерживает десятки человек, единицы из них удаётся привлечь к ответственности, и пока толка от этих мер не видно: нападения на водителей происходят все чаще и чаще.