Всё реже водители грузовиков подбирают на трассе
попутчиков. Это неудивительно: под автостопщиков нередко маскируются мошенники,
и пропажа денег – не самое страшное, что может случиться с доверчивым
дальнобойщиком.
Два похожих преступления, в результате которых водители грузовых
автомобилей лишились своих денег, произошли вчера, 29 июля.
В Костромской области житель посёлка Вохма украл деньги у водителя КАМАЗа,
согласившегося подвезти его до соседней деревни: мужчина решил навестить
проживающую там дочь. В дороге произошла поломка, и пока водитель чинил машину,
оставшийся в кабине пассажир вытащил из его кошелька 23 тысячи рублей. Устранив
неисправность, водитель вернулся в машину и довёз злоумышленника до пункта назначения.
Пропажу он обнаружил позже.
Потерпевший обратился к правоохранителям и описал своего попутчика.
Полицейские сразу узнали в нём неоднократно судимого местного жителя и
задержали его по горячим следам. К тому моменту вор, познакомившийся у
сельского магазина с местными жителями, пропил с ними практически все
украденные деньги: водителю он вернул 1400 рублей.
Похожая история произошла с жителем белорусского городка Ольшаны,
возвращавшимся из международного рейса. В Барановичах он вызвался подвезти до Минска
мужчину, представившегося коллегой-дальнобойщиком. Интересно, что до самого
прибытия в столицу республики водитель не оставлял попутчика одного. Однако
высадив мужчину, он обнаружил, что из сумки пропало 2500 евро.
Машину осмотрели полицейские: они сняли отпечатки пальцев с пассажиркой
двери и провели дактилоскопическую экспертизу. Оказалось, что укравший деньги
мужчина никогда не работал дальнобойщиком и даже не имел водительского
удостоверения, а вот судимость у него уже была. Задержать вора пока не удалось.
— Такие случаи происходят очень часто, – рассказал нам председатель
Объединения перевозчиков России Сергей Владимиров, – поэтому сейчас водители
практически перестали брать попутчиков. Раньше мы всегда подвозили людей, чаще
всего автостопщиков, а теперь практически не берём.
В некоторых американских компаниях водителям запрещают брать попутчиков.
Контроль за водителями происходит с помощью телематики – камер, установленных в
кабине грузовика. В России же такие технологии встречаются крайне редко. Сергей
Владимиров отмечает, что подобные распоряжения в наших реалиях будут
бессмысленны, потому что проконтролировать водителя в рейсе практически
невозможно.
При этом на дорогах хватает и других опасностей:
— В Ростовской области сейчас водителей грабят безо всяких попутчиков.
Недавно было четыре случая: пускали газ в кабину прямо на стоянке и выносили
всё. Там уже месяца три орудует банда, грабежи происходят чуть ли не ежедневно,
– рассказывает наш собеседник.
"Самую большую опасность водитель создает себе сам"
Председатель Межрегионального Профсоюза водителей-профессионалов Александр
Котов отмечает, что попутчики представляли опасность для водителей грузовиков и
раньше. Он поделился с нами несколькими историями, которые могли бы закончиться
печально, если бы не смекалка водителя.
— Золотые девяностые я прошёл. Когда меня матушка собирала в дальнюю
дорогу, она мне давала тревожный чемоданчик. Носки, трусы, консервы. И
спрашивала – чемоданчик взял? Взял. А карабин взял? Взял. А патроны взял? Взял.
Ну молодец.
Сейчас, конечно, бандиты не останавливают грузовики на дорогах. Сегодня
самая большая опасность, которая может быть – это та, которую водитель сам себе
создаст. Остановился не там где нужно, посадил кого-нибудь…
История из жизни. Дождь, глубокая осень. Еду по семистепенной дороге за
Волгу. В населённом пункте, в небольшом городишке стоит девушка. Ребёнок
завернут в одеяльце. Ждёт, но не голосует. Никакого красного цвета (то есть
знака о том, что это плечевая) нет. Мне стало жалко ребёнка и я остановился.
Обошел машину, взял ребёнка в руки, она залезла в кабину, подал ей ребёнка.
Проехали пять минут, она обогрелась, положила ребёнка на спальник...
И устроила мне весёлую поездку. «Остановись здесь, остановись там, я хочу в
туалет, я хочу покушать...» Если бы я остановился там, где она просила, то по
башке получил бы точно. А ребёнок за это время не вякнул ни разу – не удивлюсь,
если она его накормила наркотиками.
Другой случай был еще хуже. Подобрал я двух маленьких девочек, одной лет
14, другой около 10. Жара, захолустье, до ближайшей деревни далеко – пожалел
их!
Проезжаем мы энное количество километров, и старшая девочка начинает
продавать мне младшую.
Нормальный расклад? Я понимаю, что сейчас мы подъедем к посту ГИБДД, меня
остановят (грузовики останавливают всегда), они вылетят из машины и скажут: «он
к нам приставал и показывал всякое…» И всё! Я остановился около речки и сказал
– пойдемте, девочки, искупаемся, а потом видно будет. И уехал от них.
Еще один случай. Жара, полдень, еду в Саратов. Дорога пустая – на 300
километров один населенный пункт и один пост ГАИ. Захотелось мне в туалет.
Остановил машину, взял с собой карабин и пошел в лесок, метров наверное 40 от
дороги. Вижу – подъезжает вишнёвая девятка. Вылезают оттуда четыре человека.
Подходят к машине, суют руку в районе переднего колеса под капот (понимают, что
я только что встал), открывают задний борт, а там коробки до самого верха,
детское питание. Начинают ходить и крутить жалом, искать, где я.
Я подождал пока они около капота собрались вчетвером, расчехлил карабин (а
внешний вид у него – автомат Калашникова с рыжим рогом), держу у ноги, иду к
машине. Увидели меня.
— Ты водила?
— Я водила.
— Ну иди сюда, поговорим.
— А мне отсюда слышно.
— Ты хочешь, чтобы мы подошли?
— Не надо, я колючий.
— А есть, чем уколоть?
Я на сгиб руки кладу карабин. Патроны в патроннике. Они начали в разные
стороны расходиться.
— В кучу, ребята, стреляю без предупреждения.
— Да что ты, мы думали ты сломался, хотели помочь…
— Садитесь в машину и езжайте.
Они уехали. Прошло месяца три. Я возвращаюсь по этой дороге, переезжаю
через Волгу. Останавливает меня гаишник, просит подбросить до поста. Едем с ним
до поста, смеркается. Я понимаю, что ему нужно куда-то дальше и спрашиваю –
чего ты дурака валяешь? У меня тепло, светло, музыка играет. Куда тебе ехать?
— В Первомайский.
— Поехали, довезу.
Едем по дороге, машина трясется на кочках и карабин со спальника выезжает
на капот. Он спрашивает:
— Это что?
— Карабин
— А зарегистрирован?
— Конечно.
— Вещь нужная. Мы пару месяцев назад взяли четверых, трое из них в федеральном
розыске. Остановили на посту вишнёвую девятку, проверили документы и уже
отпускать собрались. А сзади едет КАМАЗ и с ходу в эту девятку въезжает. Мы
передернули автоматы, к водиле подбегаем, а он весь в крови, ухо оторвано.
Говорит: вот эти на девятке меня ограбили, избили, деньги отобрали. А что
взяли? Такой-то товар. А у них в багажнике лежит этот товар…
Я рассказал ему о своём случае. Он прокомментировал – легко ты отделался…
"Лучше на дорогах не стало"
— Мошенники часто прикидываются автостопщиками, – продолжает Александр
Котов. – Они могут специально брать с собой рюкзак и этот характерный матрасик.
Работодатели часто рассказывают об этом наёмным водителям (собственники машин
обычно сами всё знают и никогда не останавливаются). В качестве
"наживки" часто используют и женщин.
Поэтому – не подбирай никого, не останавливайся в пустынных местах! Сейчас
полно платных туалетов, полно платных стоянок. Потерпи, даже если
прижало!
Да, раньше попутчиков подбирали чаще. Но человек со временем начинает
учиться на чужих ошибках. Автостопщиков иногда берут и сегодня. Но не дай Бог
случится так, что ты подвезёшь десять автостопщиков, а одиннадцатый окажется
бандитом!
Водители сегодня очень осторожны. Иногда в 15 канале народ орёт «возьми
человека, срочно нужно, тут беда, тут такое…», но никто не откликается. Я на
своей шкуре это испытал. Ехал в Дептранс Москвы на совещание в прошлом году, в
100 километрах от столицы машина сломалась. Оставил её на стоянке и сел к дальнобойщику
(я был одет в костюм, сразу сунул ему визитку). Доехал до Москвы, купил нужные
запчасти, а назад возвращался через Домодедово – там большая стоянка, куча
машин. Подхожу к одному грузовику, прошу рацию («дай покричать!») – даёт. Но
никто не отзывается! Я представляюсь, объясняю кто такой, куда еду. По
сленгу-то понятно, что свой человек! Но всё равно боятся… наконец отозвался
один товарищ. Говорит – я на мусоровозе с прицепом, грязный как собака.
Поедешь? Рисковать-то ему нечем.
Лучше на дорогах не стало: по голове получить – проще простого, но водители
стали осторожнее.
* * *
Один из самых трагических случаев, связанных с доверием к случайным
знакомым, произошел в Подмосковье осенью 2016 года. Наёмный водитель,
работавший на индивидуального предпринимателя из Барнаула, привёз груз в
столицу. Предприниматель собирался продать сцепку и попросил водителя
встретиться с потенциальными покупателями, которые оказались преступниками.
Встреча с ними произошла на АЗС рядом с городом Ступино. "Покупатели"
каким-то образом уговорили дальнобойщика пустить их в кабину и отъехать от
стоянки, а затем убили мужчину выстрелом в голову. Труп выбросили на обочину в
Тульской области. Вскоре убийц задержали по горячим следам.
Этот случай вызвал широкий общественный резонанс и широко освещался в СМИ.
МПВП и ОПР помогли доставить тело погибшего водителя в родной город.
— Ни в коем случае не доверяйте случайным знакомым! – призывает Александр
Котов. – Если нужно встретиться с кем-то, встречайтесь на заправке: на людях хотя
бы не убьют. Не соглашайтесь на предложения перекусить, сходить в сауну! Если
видите, что коллега-дальнобойщик оказался в беде и просит о помощи, помогите
ему, но даже в таком случае нужно быть настороже!