В Японии стартовала реформа рабочего времени для водителей грузовиков, целью которой является ограничение сверхурочной работы. Представители отрасли неоднозначно относятся к правительственной инициативе, делают неутешительные прогнозы и уже предрекают «кризис 2024 года».
Изменения должны вступить в силу 1 апреля
2024 года. В правительстве страны утверждают, что нововведения крайне важны для
водителей, которые сегодня работают сверхурочно, чтобы свести концы с концами.
По оценкам аналитиков, японский профессиональный водитель зарабатывает в
среднем 4,46 млн иен в год (около 30 тыс. евро), что на 10% меньше средней
зарплаты в стране. При этом его рабочее время на 20% больше, чем в среднем по
Японии. Чтобы нормально жить, многие водители соглашаются на сверхурочную
работу и проводят за рулем более 40 часов в неделю. В связи с этим, по данным
консалтинговой фирмы Roland Berger, к 2030 году количество водителей грузовиков
в стране действительно должно сократиться на 20%, что отразится на третьей по
величине экономике мира после США и Китая.
Однако, по мнению представителей отрасли, будущий закон о сверхурочной
работе скорее обречет их на нищету и заставит отказаться от профессии,
поскольку действующая в профессии базовая заработная плата не позволяет им
достойно жить.
Сектор продаж и логистики уже опасается усугубления нехватки водителей.
По оценкам, новый закон может нанести ущерб в размере 70 млрд евро, если треть
грузов перестанет доставляться. Тем более, что 98% из 62 тыс. грузовых
транспортных компаний в стране — это малый бизнес. На рынок также давит жесткая
конкуренция и высокие цены на топливо.
Опрос, проведенный японским правительством, показал, что перевозчики
могут перекладывать на стоимость своих услуг только 20% своих возросших
расходов, что очень затрудняет наем новых сотрудников для компенсации часов,
которые будут сокращенны с апреля следующего года.
Столкнувшись с недовольством, премьер-министр Японии в марте попросил
свой кабинет подготовить к июню предложения по мерам «против кризиса 2024
года». Среди упомянутых мер есть вопрос о полосе, протяженностью более 100 км
между Токио и Нагоей, предназначенной для автономных грузовиков, а также о
воздушном маршруте для дронов-доставщиков.
Логист.Today напоминает, что глобальная экономическая
нестабильность, в частности, геополитические ситуации и макроэкономические
последствия инфляции, имеют прямое влияние на статистику грузовых преступлений.