Волк в овечьей шкуре. Кража груза, пользуясь фирмой с хорошей репутацией
Каждый год, начиная со второй половины октября, традиционно активизируются аферисты, специализирующиеся на кражах грузов. Видимо, популярность этого сезона среди преступников обуславливается возрастающим объемом перевозок. В это время увеличиваются продажи, соответственно, грузов много, и транспорта не хватает. В погоне за выгодной сделкой иногда нет времени для тщательной проверки перевозчика. Цена такой спешки – украденный груз.
13 декабря 2016 года администратору биржи грузов и транспорта www.cargo.lt поступило сообщение от литовского экспедитора «Logidėja» о пропаже груза. Компании нужно было перевезти бытовую технику из Германии в Россию. Свои услуги предложил польский перевозчик – компания «Bukо-finance». Компания выглядела достаточно надёжно – в польском регистре юридических лиц этот перевозчик зарегистрировался в 2013 году, на протяжении нескольких лет он успешно выполнял перевозки в Польше и других европейских странах. Кроме прочего, внимание литовского экспедитора привлекла заманчивая стоимость перевозки – она была на 400 евро меньше рыночной. Экспедитор сделал заказ.
В пятницу, 9 декабря, опоздав на сутки, машина приехала в Германию на погрузку. Поскольку в этот напряженный сезон транспорта не хватает, грузовладелец ее дождался. В целях безопасности на территории склада ведется видеосъемка, а перед тем, как отгрузить товар, экспедитор получил все необходимые документы перевозчика, в том числе копию паспорта водителя. Как выяснилось позже, эти меры предосторожности не помогли. Въехав на территорию склада, машина якобы сломалась. Водитель сам забрался под кабину, всё время, пока выполнялась погрузка, делал вид, что что-то чинит, измазал себе лицо и закончил манипуляции только перед окончанием погрузки. Вероятно, так он прятался от камер и старался, чтобы его было сложно узнать на записи. Машина со склада в Германии уехала, но в назначенный момент в Польше у таможенного брокера не появилась.
После сообщения о ненадежности перевозчика «Bukо-finance», с администратором www.cargo.lt связалась латышская компания и сообщила о похожей краже. Эта компания везла алкогольные напитки из Италии в Эстонию, и её груз тоже пропал. В течение нескольких дней с потерпевшими литовским и латвийским экспедиторами связались ещё 6 компаний, также пострадавших от «Bukо-finance».
При анализе данной преступной схемы выяснилось, что на бирже www.cargo.lt компания «Buko-finance» зарегистрировалась 26 октября 2016 года, а уже через неделю, 3 ноября, в регистре юридических лиц была зарегистрирован факт продажи компании новым акционерам. Судя по всему, преступники действовали молниеносно – они купили компанию с хорошей репутацией и постарались принять как можно больше заказов. После принятия заказа они проверяли уровень охраны складских территорий грузоотправителей (поэтому часто опаздывали на погрузки, так как для проверки им было необходимо время), и если система охраны не представляла проблем, приезжали за грузом.
Как обезопасить себя от таких мошенников?
К сожалению, панацеи нет. При такой схеме советы проверять репутацию и историю компании вряд ли помогут. В горячую пору заказов, когда всё внимание экспедиторов сосредоточено на сделках, времени на проверку изменений в составе акционеров той или иной компании нет.
Что делать? Некоторые компании просто отходят от дел на данный период. Конечно, не все могут себе позволить отдыхать так долго. Тогда, возможно, стоит ограничиться проверенными перевозчиками, с которыми связывают давние партнерские отношения и с которыми вероятность неприятных сюрпризов меньше.
Полезно обратить внимание на смену менеджеров компании. Если компания сменяет весь персонал, это выглядит очень подозрительно. С другой стороны, сами участники транспортных бирж должны не забывать, меняя место работы, блокировать свой профиль в старой компании, чтобы их именем и репутацией не пользовались самозванцы в преступных целях.
Еще один «звоночек», на который, к сожалению, в случае с «Buko-finance» экспедиторы не обратили внимания – аферист предложил значительно более низкую, чем рыночная, цену. Ни для кого не секрет, что в транспортном мире борьба идет за каждый евро, поэтому слишком сговорчивые партнеры должны были вызвать подозрение.
Получив известие о пропаже груза, администратор www.cargo.lt сразу блокирует профиль подозрительной компании и выясняет, обоснованы ли обвинения. Но компания остается видна для других пользователей, чтобы экспедиторы и грузовладельцы видели ее негативную историю. Однако, другие транспортные биржи, например, trans.eu, просто удаляют пользователя. Таким образом он может начать свою преступную деятельность «с чистого листа».
Страхование
Похоже, единственный универсальный совет в данной ситуации – страхование. Пока правоохранительные органы и транспортное сообщество не придумало эффективных средств для борьбы с такими мошенниками, остается самим предпринимать меры для уменьшения возможного ущерба.
Гедиминас Даукша, начальник отдела грузовых перевозок страхового брокера «MAI CEE», говорит, что в последнее время преступники, крадущие грузы, стали более изощренными. По словам г-на Гедиминаса, с расширением деятельности экспедитора вероятность, что один из множества его грузов будет украден, возрастает. Поэтому у экспедиторов, чей оборот составляет 1000000-1500000 евро, не возникает сомнений, нужно ли страховать свою ответственность. Цена годового полиса страхования гражданской ответственности экспедитора в страховой компании, действующей в Литве – от 1500-2000 евро. В зарубежной страховой компании, например, «ТТ club» или «Lloyd‘s» – от 4000 евро. По словам собеседника, небольшим экспедиторским компаниям было бы целесообразнее воспользоваться страхованием груза (бенефициантом, т.е. получателем страховой выплаты указывая грузовладельца). В этом случае цена составит около 0,1 проц. от стоимости груза. Иными словами, страховка груза стоимостью в 100000 евро обойдется в 100 евро.
Адвокат Реда Алексинайте уточняет: в случае страхования груза, как и любого другого имущества, его может страховать только владелец или кто-то, кто имеет поручение грузовладельца на такое действие. Если у экспедитора нет прав на груз или поручения грузовладельца, ему не следует заключать договор о страховании груза. В таком случае правильнее воспользоваться страхованием своей ответственности. Важно, чтобы страхование полностью покрывало, кроме прочего, ответственность за привлечённых к перевозке лиц, их преднамеренные действия и большую неосторожность (29 ст. Конвенции CMR).
Конечно, страхование – это дополнительные расходы. Но они намного меньше, чем убытки, которые придется понести, возвращая стоимость украденного груза его владельцу.
Источник: cargonews.lt