«Тёмные стороны» в деятельности транспортного сектора
По традиции, в конце первого квартала текущего года объявляется официальная статистика о «здоровье» транспортного сектора в предыдущем году. На этот раз официальные цифры навели на неоднозначные мысли. С одной стороны, в прошлом году улучшились практически все основные показатели, продавцы грузовой техники радовались достижениям в области продаж новых автомобилей, Министерство транспорта и коммуникаций было довольно ростом рейтинга этого сектора. С другой стороны, официальная информация о среднем уровне заработной платы в литовских компаниях вызвала в транспортном сообществе бурную дискуссию о недобросовестной конкуренции. Что происходит в этом важном для литовской экономики секторе на самом деле, и чего можно ожидать в ближайшем будущем?
Несбывшиеся экономические прогнозы
В 2016 году, по сравнению с 2015 годом, объём грузоперевозок вырос на 1 проц. (в общей сложности до 114,8 млн тонн). Основная часть – 60,4 млн тонн – пришлась на автомобильные перевозки (на 3 проц. больше, чем в 2015 г.). Доходы автотранспортных компаний увеличились на 14,2 проц. (до3,64 млрд евро), число сотрудников – на 7,7 проц. (до 70 394 человек). На положительные результаты в значительной степени повлияли инвестиции перевозчиков в обновление транспортного парка – это позволило расширить спектр услуг, предоставляемых в странах Западной Европы и приспособиться к европейским дорожным сборам, которые, как известно, более благоприятны для владельцев новых и экологически чистых транспортных средств.
В комментарии о переменах в деятельности транспортного сектора руководитель транспортной компании с обратил внимание на то, что некоторые процессы происходили по другим сценариям, нежели предполагали специалисты в области макроэкономики и политические обозреватели. В частности, опасения насчёт того, что объявленный Великобританией выход из состава Европейского Союза «потянет на дно» великобританскую экономику оказались, мягко говоря, неточными.
«После объявления о „Brexit“ великобританские заводы просто взрываются от количества заказов. На это повлияло падение обменного курса фунта стерлингов. Великобританские экспортёры не успевают выполнять заказы.
Кстати, значительно быстрее, чем ожидалось, восстанавливается и российская экономика. Предприниматели признают, что за счёт укрепления курса рубля в России выросла покупательная способность и уровень потребления.
Проблема с нелегалами
Если экономические прогнозы не сбылись в положительном смысле, то этого никак нельзя сказать о ситуации в порту Кале – надежды на то, что вместе с очисткой «джунглей» на подступах к Кале будет покончено с разгулом нелегальных иммигрантов, рухнули. По словам перевозчиков, ситуация существенно не изменилась: непрошенные гости продолжают пробираться в грузовые автомобили всевозможными, даже самыми невероятными способами (вплоть до прыжков с мостов), грузам постоянно наносится ущерб, а транспортным компаниям и водителям, не способным преградить путь подобным «попутчикам», назначаются солидные штрафы. Одним из немногих возможных решений этой проблемы могла бы стать замена тентовых полуприцепов на полуприцепы с твёрдыми бортами, однако, такие полуприцепы значительно дороже и тяжелее.
Кроме того, в прошлом году значительно увеличилось количество похищений и ограблений транспортных средств. Водители становились жертвами преступников и на дорогах, и на местах стоянок. Однако, создаётся впечатление, что преступники прекрасно знают о том, что они найдут в полуприцепе: они готовятся к преступлению заранее, действуют группами и похищают большое количество товаров. Как правило, преступники нацеливаются на легкореализуемые товары широкого потребления – бытовую технику, парфюмерию, одежду, алкогольную продукцию.
Предприниматели согласны, что подобное происходило и раньше, однако, нахлынувшая на Европу волна беженцев и замедление темпов экономического роста ещё более усугубили ситуацию, и это коснулось даже тех перевозчиков, которые работают в относительно безопасных регионах – вследствие создавшейся ситуации значительно повысилась стоимость страховых услуг.
Импровизация на тему о зарплатах
Другой вопрос, который в последнее время привлекает к себе внимание и вызывает много неоднозначных рассуждений – вопрос об уровне зарплат в транспортном секторе. Несмотря на то, что вот уже несколько лет как водители-международники находятся в «топе» наиболее востребованных сотрудников и, следовательно, могут диктовать работодателям свои условия, они сами не очень-то заботятся о своих социальных гарантиях, т.е. сумма зарплаты, от которой идут отчисления в фонд обязательного страхования, равна всего-навсего обязательному минимуму, а остальная часть зарплаты выплачивается в виде суточных. О том, насколько водители самостоятельно заботятся о будущей пенсии, можно лишь догадываться, однако, факт тот, что «в руки» они получают довольно солидные деньги. Судя по объявлениям о трудоустройстве, средняя зарплата водителя составляет 1000-1100 евро, в некоторых случаях – даже 2300 евро.
Если сравнить зарплаты литовских водителей с зарплатами водителей из соседних стран, то, например, в Беларуси водитель-международник зарабатывает 500-700 евро (в зависимости от региона, где он работает), в России – 650-1150 евро (в зависимости от стажа работы), в Польше – 1300-1700 евро.
Экспедиторские хитрости
Если стремление перевозчиков оптимизировать налоги без нарушения законодательства можно как-то объяснить, то объяснить действия некоторых экспедиторов гораздо сложнее. Один из собеседников редакции отметил, что рыночный уровень зарплат в компаниях перевозчиков и экспедиторов относительно высокий – от 900 до 1800 евро «в руки». Между тем некоторые экспедиторские компании предлагают 400 евро «на бумаге» т.е. значительно меньше, чем можно было бы мотивировать профессионала. Учитывая тот факт, что за дверью компаний, официально декларирующих большие зарплаты, не выстраивается очередь желающих «перебежать» из компаний, которые платят «мало», напрашивается единственный вывод – те, кто платит «мало», определённую сумму зарплаты выплачивает неофициально. Тасовать суточные, как карточную колоду, они не могут даже теоретически, потому что оседлый характер работы экспедиторов ничем не уступает характеру работы библиотекарей.
«Одной из форм выплаты неучтённой зарплаты считается оформление сотрудника на 0,5 ставки (4 рабочих часа в день). По факту сотрудник работает 8 часов и более, но официальную часть зарплаты получает за 4 часа, а остальную часть – в конверте. Мы заметили, что некоторые компании не хотят повышать своим сотрудникам минимальную месячную зарплату, поэтому стараются их оформлять на неполный рабочий день. Другой способ уклониться от уплаты налогов, связанных с зарплатой – отправить сотрудников в неоплачиваемый отпуск.