0
08:10

Таможня требует с бизнесмена доплату за ввезенный три года назад по льготе грузовик

Предприниматель из Борисова Денис Кухта привез в 2013 году из Германии Mercedes Vito. От таможенных платежей и НДС авто освободили по декрету президента № 6 — этот документ предоставлял частникам из регионов ряд льгот, в числе которых — освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС за грузовые автомобили.
12 Апреля 2017  10:05

Таможня требует с бизнесмена доплату за ввезенный три года назад по льготе грузовик

Предприниматель из Борисова Денис Кухта привез в 2013 году из Германии Mercedes Vito. От таможенных платежей и НДС авто освободили по декрету президента № 6 — этот документ предоставлял частникам из регионов ряд льгот, в числе которых — освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС за грузовые автомобили. А еще через три года таможня сообщила: платежи и налог надо доплатить, счет фирмы арестовали.

Борисовчанин Денис Кухта организовал свою фирму в 2008 году. Начинал с нуля: имущества никакого не было, а работников всего три человека: он сам — директор, бухгалтер и менеджер.

— Денег на развитие не было, поэтому начали с услуг по продаже автомобилей — на это личных вложений не надо было. Пробовали и другие виды деятельности, но с автомобилями дело шло лучше. Я задумывался о развитии транспортного направления, — говорит Денис.

Очень кстати для Дениса в 2012 году появился президентский декрет № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности». Документ предоставлял частникам из регионов ряд льгот, в числе которых — освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС за грузовые автомобили.

— Все тогда радовались этому декрету и начали ввозить из-за границы в Беларусь грузовики. Я подумал: может, и мне что-то купить, раз государство дало такую возможность. Но было страшно рисковать, поэтому около года наблюдал за предпринимателями, как у них проходит оформление. Потом все же и сам решился на

В разные месяцы 2013 года Денис привез из Германии 5 автомобилей: 4 автовоза и один микроавтобус Mercedes Vito. Процедура таможенной очистки проводилась на Борисовском таможенном посту, относящемуся к Минской региональной таможне.

— Если бы я знал тогда, чем мне потом это аукнется, никогда бы не ввязался в это мероприятие, — забегая вперед, говорит Денис. — Проблемы возникли с Mercedes Vito. Да такие, что компания перестала работать.

Mercedes Vito 2007 года выпуска Денис привез из Германии на лафете в июле 2013 года. Планировал его использовать как техничку для своих автовозов: если возникнет какая-то неисправность, то на авто можно будет съездить туда-сюда за запчастями, бросить колеса в большой грузовой отсек.

— На таможне я заполнил необходимые документы, таможенник сверил все указанные данные, осмотрел машину снаружи и внутри, сфотографировал ее. Процедура прошла гладко: без каких-либо замечаний со стороны должностного лица. Мой Mercedes выпустили, и все документы я получил на руки.

После того как весь ввезенный под президентский декрет транспорт был получен и оформлен, работа в фирме Дениса закипела с новой силой — заказов было достаточно. Автовозы Дениса перевозили новенькие машины с завода «БелДжи», нанимали перевозчиков автодилеры из Минска. Увеличилось и количество работников — их стало девять.

«Живи да радуйся», — думал предприниматель и был счастлив, что все сложилось так удачно. Он даже помог своему коллеге таким же образом привезти аналогичный автомобиль из Германии.

— В октябре 2013 года коллега привез такой же, как у меня, Mercedes Vito. Но на таможне его не пропустили — сказали, не проходит, мол, по характеристикам. Я удивился: как не проходит? Доказывали таможенникам, что я недавно ввез точно такое же авто, но его оформили! Но потом оказалось, что в машине знакомого был предусмотрен ряд сидений, а значит — это пассажирское авто и под льготы оно не попадает. Оформили реэкспорт.

Денис тоже проверил свой Vito: вдруг у него тоже есть крепления под дополнительный ряд сидений? Их не оказалось, дилер Mercedes в Минске это также подтвердил — авто грузовое, и владелец машины успокоился.

Но через три года — в феврале 2016 года Денис Кухта получил письмо от Минской региональной таможни.

— Прочитал его, и ощущение было, как будто меня холодной водой окатили. В письме таможенники прислали требование, что Mercedes Vito я должен разместить на СВХ, доплатить таможенные платежи и пеню. Практически одновременно с этим были арестованы счета фирмы.

Денис начал разбираться в кипе присланных бумаг. Оказалось, что таможенники провели камеральную проверку и выяснили, что в декларации, которую заполнял Денис Кухта, представлены недостоверные данные. Мол, Vito — это не грузовик, а пассажирский микроавтобус. А значит, льготы, предусмотренные декретом № 6, в отношении этого автомобиля применяться не могут.

— Мой Vito признали пассажирским из-за того, что в боковой стенке грузовой части салона есть тонированное окно за водителем. Таможня пояснила, что требования, как должны выглядеть ввозимые автомобили определенной классификации, отражены в постановлении ГТК РБ № 110 от 16 ноября 2007 года «О применении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза».

Предприниматель был в недоумении: при чем здесь окно? Ведь по всем документам автомобиль проходил как грузовой. Это было указано в брифе (документ на авто, выдаваемый при первой продаже покупателю), EX-декларации (экспортной декларации), CMR-накладной, даже в техпаспорте, который выдала белорусская ГАИ. Дилер Mercedes в Беларуси также выдал документ, в котором было сказано, что Vito Дениса — грузовой. Все эти документы мужчина представил на таможню, но свое решение они не отменили.

— Я был на приеме у начальника Минской региональной таможни, у председателя ГТК. Интересовался, почему мне сообщили о том, что машина не соответствует, только через три года? Почему еще во время растаможки инспектор таможни не сказал, что если есть окно, то машина не подпадает под льготу? Он же смотрел машину, фотографировал ее! К тому же кто, как не сотрудник таможни, знает все положения, принятые ГТК! — возмущается Денис. — На это мне ответили, что я сам должен следить за сведениями, которые вношу в декларацию о ввозимом товаре, а инспектор тут ни при чем.

Денис Кухта сообщил, что копию страниц с фото его Mercedes Vito ему предоставили на Борисовском таможенном посту. По сведениям автовладельца, иллюстрации находились в архивах материалов таможни, сделанных при оформлении декларации сотрудником таможни в присутствии автовладельца

Так как денег на доплату таможенных платежей и пеню у Дениса не было, он самостоятельно, без помощи юристов, вступил в переписку с ГТК, Минэкономики, прокуратурой: пытался «отбиться» от свалившихся на него долгов от таможни. Параллельно мужчина подал иск в экономический суд Минской области о признании решения таможни недействительным.

— Все мои иски не удовлетворили. Отказы пришли из экономического суда, апелляционной инстанции, из Верховного суда, после кассационной и надзорных жалоб. Ответ прислали из Минэкономики: не в их компетенции решать этот спор. Транспортная прокуратура занялась расследованием, но результатов пока нет. А еще таможня влепила мне штраф за просрочку оплаты таможенных платежей — 20% от суммы долга.

Разбирательства Дениса Кухты и органов государственной власти длятся уже больше года. Счета его фирмы по-прежнему заблокированы, из-за чего предприниматель не может работать, его сотрудники уволились, а весь транспорт предприятия простаивает.

Единственный выход для предпринимателя — отказаться от спорного Mercedes Vito в пользу государства. В этом случае все требования по уплате таможенных платежей и пени с него будут сняты. А вот платить штраф или нет — уже решит межведомственная комиссия: Денис обратился к ней с письмом.

— Отказ от машины я уже написал, но она еще находится у меня. Конечно, это решение для меня было тяжелым — деньги же на покупку машины не с неба падали, — вздыхает Денис, но предприниматель недоумевает. — Понимаю, что я недосмотрел про нюанс с окном. Но куда смотрел инспектор таможни? Он сказал: все хорошо и выпустил меня. В чем же тогда состоит контроль таможни, если допускаются такие ошибки? А сейчас я один должен все расхлебывать, терять деньги. Таможня вроде бы и ни при чем…

Денис Кухта уверен, что ситуация, в которую он попал, когда-нибудь закончится и он снова будет работать. Но вот только развивать свой бизнес в Беларуси предприниматель уже не хочет. Мужчина все больше задумывается о том, чтобы, пока он еще молод, забрать жену и ребенка и уехать жить и работать в Европу.

— Недавно президент говорил, что надо облегчить условия для бизнесменов. А на деле получается, что вроде бы и дают льготы, а потом частник вынужден отдавать в разы больше, чем в случае, если бы он ими не воспользовался.

Долг Дениса Кухты по таможенным платежам, набежавшей пене и штрафу на сегодняшний день составляет около 30 тысяч евро. Стоимость его Mercedes Vito — не более 6 тысяч евро.

В Минской региональной таможне сообщили, что могут контролировать ввезенный товар в течение 5 лет после окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Чтобы не допустить ошибок при определении классификационного кода товара, сотрудники таможни рекомендуют импортерам обращаться в Минскую центральную таможню за получением предварительного решения по классификации.

«Денис Кухта за предварительным решением не обращался и необоснованно заявил льготу, предусмотренную декретом № 6, не удостоверившись в правомерности ее использования», — сообщается в ответе на запрос.

Кроме того, в таможне отметили, что предприниматель обладал сведениями о нарушении им таможенного законодательства и имел возможность устранить нарушение добровольно

Минская региональная таможня сообщила, что инспектор таможни, который осуществлял выпуск автомобиля, не фотографировал его, а технология проведения операций таможенного контроля не была нарушена.

В Минской транспортной прокуратуре сообщили, что по жалобе Дениса Кухты выявились некоторые нарушения таможенного законодательства, поэтому Минской региональной таможне вынесли представление.

— Но допущенные таможней нарушения не могли повлиять на обязанность декларанта Дениса Кухты по оплате таможенных платежей. Декларант несет ответственность за нарушение таможенного законодательства, в том числе при принятии таможней решения о выпуске товара с использованием системы управления рисками, — сообщил транспортный прокурор Минска Николай Кротов.

Транспортный прокурор отметил, что любой гражданин до процедуры таможенного оформления может получить консультацию в таможенных органах.

— Действия должностных лиц таможни по осуществлению посттаможенного контроля в отношении ввезенного Денисом Кухтой автомобиля носили правомерный характер, — сказал Николай Кротов.

Читать полностью:  https://auto.tut.by/news/exclusive/538242.html

Авто

читать больше