Субъективным взглядом: Социальный демпинг – забота о судьбе работников с Востока или отговорка для Западной Европы, чтоб защитить свой рынок?
"Социальный и зарплатный демпинг" – этот громкий лозунг используется странами "старого" Евросоюза в отношении практики восточноевропейских фирм на транспортном рынке. Действительно ли у Запада болит сердце за судьбу "угнетённых" водителей, или же для него важно избавиться от конкуренции с Востока?
Представляем Вашему вниманию субъективное рассуждение о границе между эксплуатацией и зарабатыванием на жизнь.
Социальный демпинг, в соответствии с определением Европейского Парламента, это "широко понимаемые преднамеренные практики действий в обход действующего европейского и национального законодательства, которые способствуют развитию недобросовестной конкуренции, приводя к противоречащей законодательству минимизации стоимости труда, а также к нарушению трудовых прав и эксплуатации работников".
В последние годы "социальный демпинг" был лозунгом-ключом, который эксплуатировался политиками популистского толка и профсоюзами для борьбы с "дешёвой рабочей силой" из более бедных стран. Западные СМИ просто переполнены репортажами и сообщениями о "драматических условиях", в которых живут и работают водители из Восточной Европы. Пресса и телевидение трубят о "кочевничестве" на автомагистралях и зарплатах в несколько сотен евро в месяц.
Некоторые страны вводят всевозможные законодательные нормы, призванные улучшить условия труда водителей, хотя зачастую делают их сложнее (например, из-за обязанности возить с собой стопку документов). Члены ЕС за спинами других заключают соглашения и сообща принимают протекционистские меры. Все это для того, чтобы положить конец эксплуатации рабочих ... и "в белых перчатках" побеждать конкуренцию со стороны стран Восточной Европы.
Сколько на самом деле зарабатывает водитель с Восточной Европы?
Западные СМИ сообщают о "драматически низких" зарплатах водителей и уточняют, что сумма находится в пределах 500 – 1700 евро, включая питание. В то же время они сообщают, что в Западной Европе водитель зарабатывает в среднем 2500 евро.
Да, наши водители зарабатывают меньше, чем их коллеги из-за рубежа, но здесь следует принимать во внимание целый ряд других факторов.
Российская или украинская экономика еще далека от немецкой и ей предстоит пройти длительный путь, чтобы достичь такого же уровня. Очевидным является и тот факт, что не только у нас в транспортном секторе зарабатывают меньше.
Свободное движение товаров и услуг только в одном направлении?
В течение многих лет западные компании, пользуясь своим правом на свободное передвижение товаров, продают более дешевую продукцию на рынки восточной Европы. Западу, однако, явно мешало, что предприниматели в востока оказывают более дешевые транспортные услуги в Европе на основании второй из четырех свобод, на которых основан европейский общий рынок (свободное перемещение товаров, услуг, капитала и людей).
Кажется, действующие в ЕС правила касаются Запада лишь в ограниченной степени. Это трудно назвать иначе, чем лицемерие.
Источник: trans.eu