Совет юриста, как не допустить ошибок, из-за которых можно остаться без денег
Многие из вас, наверное, неоднократно бывали в ситуации, когда перевозчик выполняет перевозку, но оплату за выполненные обязательства не получает, и поэтому вынужден ввязываться в долгую и изнуряющую борьбу за честно заработанные деньги.
На бирже таких случаев зарегистрировано немного, однако, они периодически встречаются. По словам администраторов биржи, в подобные истории, как правило, попадают экспедиторские компании, заключающие с заказчиками устные договоры. В других случаях без денег остаются перевозчики — из-за того, что не могут предоставить заказчику полный пакет необходимых по условиям договора документов, следовательно, заказчик не платит до тех пор, пока не получит все документы. Перевозчикам приходится тратить время и нервы в поисках неизвестно где затерявшихся «бумажек».
В настоящее время на рынке чувствуется избыток транспортных средств, поэтому перевозчики ведут жёсткую борьбу за каждый груз. Понятно, что в такой ситуации выигрывают заказчики – у них есть широкий выбор поставщиков услуг. В погоне за собственной выгодой заказчики устраивают своеобразные аукционы, где диктуют не только цены, но и договорные условия. Им не нужно беспокоиться о том, что грузы будут не вывезены – всегда найдётся тот, кто выполнит работу дешевле и на более удобных для заказчиков условиях!
Но, как известно, бесплатного обеда не бывает. В погоне за грузами перевозчики нередко становятся заложниками ситуаций, которые сами создали. Но об этом они вспоминают лишь тогда, когда осознают, что полагающаяся оплата скрылась где-то в тумане… Как не попасть в подобные ситуации, а если довелось в них оказаться – как их решить? За консультацией по этому вопросу обратилась к юристу Елене Цвирко. По словам юриста, ошибки перевозчиков, которые могут привести к неоплаченному фрахту, можно разделить на несколько категорий.
Ошибки, допускаемые в оформлении договора (заявки) на перевозку
К этой категории относятся упомянутые администраторами случаи, когда перевозчики не заключают письменный договор с заказчиком. В таких случаях сложно (зачастую даже невозможно) не только взыскать оплату за выполненную услугу, но и доказать сам факт договорённости сторон о выполнении перевозки. К этой категории ошибок также относятся случаи, когда формально письменный договор (заявка) заключён, но он подписан ненадлежащим образом (например, под договором стоит подпись перевозчика, но нет подписи заказчика). Подобная оплошность может привести к тому, что заказчик откажется оплачивать фрахт, мотивируя тем, что он, якобы, был не согласен с предложенной стоимостью перевозки, следовательно, по этой причине договор не подписал. Если бы разбирательство подобного спора (когда указанная в неподписанном обеими сторонами договоре стоимость перевозки была бы выше средней рыночной стоимости) дошло до суда, вполне вероятно, что суд, скорее всего, снизил бы эту стоимость до средней рыночной. И это не самый худший сценарий – хуже, если пришлось бы доказывать, что стороны в принципе были в отношениях, располагающих к осуществлению перевозки. Также можно упомянуть такую ошибку, как внесённые в договор от руки исправления стоимость перевозки. Если подобные исправления не подписаны обеими сторонами (например, с пометкой «Исправленному верить» и подписями обеих сторон), то может возникнуть спор по поводу того, о какой стоимости стороны договорились.
Об этом знают все перевозчики, просто редакция ещё раз напоминает о том, что при заключении сделки на транспортные услуги, необходимо надлежащим образом составить договор и точно заполнить CMR накладную.
Ошибки, связанные с оценкой (недооценкой) партнёров
К этой категории ошибок можно отнести случаи, когда перевозчики недостаточно интересуются (или вообще не интересуются) информацией о своих потенциальных партнёрах. Во всех случаях, перед тем, как заключать договор, юристы советуют проверить, по меньшей мере, публично доступную и бесплатную информацию. Если сотрудничество намечается с литовской компанией, то основную информацию о количестве её сотрудников, задолженностях Фонду социального страхования, обороте, составе транспортного парка. Также юристы советуют проверить, не возбуждено ли в отношении компании дело о банкротстве или реструктуризации. Кроме того, целесообразно просмотреть отзывы и комментарии, оставленные бывшими или ныне работающими с компанией партнёрами на бирже и на форуме биржи, обратить внимание на рейтинг компании. К тому же, администраторы советуют внимательно следить за хронологией отрицательных отзывов – она может указывать на то, что после продолжительного успешного периода (когда та или иная компания «наработала» положительный рейтинг) она столкнулась с определёнными трудностями. Чтобы убедиться в настоящем положении дел, администраторы биржи советуют обзвонить несколько компаний, работавших с вашим потенциальным партнёром, и узнать их мнение. Это очень простой и очень эффективный способ. Также можно прибегнуть к небольшой хитрости – во время разговора с потенциальным партнёром попросить его назвать несколько компаний, которые могли бы дать рекомендацию. Если партнёр с ответом затрудняется – это нехороший сигнал.
Ошибки, связанные с выполнением договора
К этой категории ошибок относятся случаи, когда перевозчик выполняет договор ненадлежащим образом или вообще его не выполняет. Например, бывают ситуации, когда по ошибке перевозчика груз доставляется не тому заказчику, который указан в договоре и (или) в CMR накладной. Или, например, когда перевозчик передаёт груз в распоряжение мнимых грузовладельцев, позволяя им перегружать груз с одного транспортного средства в другое, не достигнув места назначения, т.е. не интересуется, почему в процессе перевозки произошли изменения, и какие лица прибыли за грузом. Как правило, такая опрометчивость перевозчика приводит к краже груза. В подобных случаях заказчик, скорее всего, откажется оплачивать фрахт, а если он оплачен – потребует вернуть деньги. Кроме того, заказчик будет праве требовать возместить возможные убытки.
Что делать, чтобы деньги «не уплыли»?
Как должен поступать перевозчик, когда становится понятно, что запланированный заработок может оказаться в категории чудес, подобных воскресению Христа? По словам Е. Цвирко, лучший способ по «взысканию долгов» – стопроцентная предоплата, т.е. оплата со стороны заказчика до того, как перевозчик прибудет на погрузку. С таким советом трудно не согласиться, однако, в транспортной сфере, где задолженности компаний друг другу бьют все рекорды, следовать этому совету можно с таким же успехом, как ожидать чуда. Выходом может стать условие в договоре, обязывающее заказчика заплатить фрахт по прибытии транспортного средства на место разгрузки, до начала разгрузки. Однако, подобная практика на рынке также встречается довольно редко – как правило, перевозчикам приходится ждать оплату не менее 30 дней после выполнения перевозки.
Если случилось так, что дело об оплате (возврате долга) оказалось в суде, перевозчику необходимо иметь документы, подтверждающие, что договор на перевозку (заказ) был выполнен надлежащим образом. Одним из таких документов является правильно заполненная CMR накладная – в ней обязательно должна стоять отметка о доставке груза. Если в договоре указано, что оплата будет выполнена по истечении определённого срока с момента доставки груза и вручения грузополучателю оригиналов CMR накладной и счёта, у перевозчика должны быть документы, подтверждающие, что он отправил (или вручил иным способом) заказчику оригиналы накладной и счёта (например, почтовый чек отправки заказного письма).
Следует отметить, что судебное разбирательство целесообразно лишь в том случае, если у задолжавшего заказчика есть имущество, за счёт которого можно будет покрыть долг. Если заказчик – экспедитор с тремя старыми компьютерами, тремя рабочими столами и тремя табуретками, или офшорная компания, то затяжное (во всех отношениях) судебное развирательство вряд ли можно будет считать существенной победой.
Задержание груза – щекотливое дело
Иногда в стремлении как можно скорее вернуть долги перевозчики прибегают к такому методу воздействия, как задержание груза. Как правило, этим методом пользуются те перевозчики, которые выполняют большое количество перевозок для одного и того же заказчика, когда заказчик не платит за когда-то выполненные перевозки. В некоторых случаях (если груз для заказчика очень важен), такая мера воздействия может быть эффективной. С другой стороны, суды довольно часто считают подобные действия непропорциональными, следовательно, неправомерными. Поэтому перед тем, как задерживать груз, перевозчику необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», оценить, какой ущерб от этого действия потерпит заказчик, и не будет ли этот ущерб непропорционально большим по отношению к сумме долга. Юрист обращает внимание, что не следует задерживать скоропортящиеся грузы или грузы, к условию хранения которых предъявляются особые требования, которые перевозчик не сможет обеспечить. Кроме того, важно помнить, что во всех случаях расходы на хранение задержанных грузов ложатся на плечи перевозчиков. Бывают ситуации, когда перевозчики задерживают большие по объёму, но недорогие грузы, не подумав о том, что хранение таких грузов может стоить больше, чем грузы. Также важно не забывать, что если задержание груза судом будет признано непропорциональным и (или) незаконным, заказчик будет вправе потребовать возместить возможный ущерб.
Способы взыскания долгов
Перед тем, как обращаться за взысканием долга в суд, юристы советуют попробовать другие способы – в частности, решить проблему с помощью двусторонних переговоров или письменных претензий. Если это не помогает или заведомо известно, что внесудебное взыскание долга будет безрезультатным, тогда следует обращаться в суд или в арбитраж (если договор содержит арбитражную оговорку). При подаче иска или заявления на выдачу судебного распоряжения юристы также советуют подать просьбу на применение временных мер – например, аресте имущества должника (при условии, если подобная просьба соответствует предусмотренным законами обстоятельствам применения временных мер). Если у должника есть имущество, то его арест нередко ускоряет возврат долга. Если финансовое положение должника очень тяжёлое, юристы советуют подумать о возбуждении дела о банкротстве. В случае, если в ходе дела будет установлено, что к тяжёлому финансовому положению компанию привели определённые неправомерные действия, можно будет рассматривать возможность возбуждения дела о преднамеренном банкротстве.
В заключение этой долгой проповеди хочется подчеркнуть, что лучшее средство от неприятных ситуаций, связанных с оплатой за выполненную работу – предварительная проверка партнёров. О том, что это необходимо делать при планах начать работу с новыми партнёрами, напоминать не будем. Напомним о том, что периодически нужно проверять даже тех, с кем вы прошли огонь, воду и медные трубы – ситуация на транспортном рынке меняется настолько быстро, что в любой момент бывший когда-то благонадёжный партнёр может превратиться в вашего должника. Многие перевозчики усвоили эту истину, но исключения, к сожалению, всё ещё бывают. Так или иначе желаем не ошибаться!
Источник: cargonews.lt