Начало опытной эксплуатации
запланировано на январь 2027 года.
I квартала 2024 года в
России начнут запускать в работу сервисы Национальной цифровой платформы для
грузоперевозок (НЦТЛП), следует из презентации Минтранса, представленной на
форуме «Цифровая транспортация».
С апреля и до конца 2024
года планируется поэтапно запустить в работу 4 сервиса: «единое окно» выдачи
перевозочных, товаросопроводительных и разрешительных документов; цифровой
профиль участника платформы; предоставление информации о движении грузов
(прослеживаемость), а также о перевозках и объектах транспортно-логистической
инфраструктуры.
В течение 2025-2026 годов
планируется запустить в работу еще 8 сервисов и подсистем к Национальной
цифровой платформе, с тем чтобы в I квартале 2027 года запустить ее в опытную
эксплуатацию.
В базовую архитектуру НЦТЛП
войдет портал сервисов для взаимодействия с федеральными и региональными
органами власти и органами местного самоуправления. Для этого будет налажен
обмен данными с инфосистемами налоговой и таможенной служб, КПС «Портал Морской
порт», госсистемой электронных перевозочных документов, Госуслугами и т.д.
Также запланирована
интеграция НЦТЛП с зарубежными логистическими платформами. Пока рассматриваются
китайская LOGINK, индийская ULIP и ИИС ЕАЭС.
– То, что мы делаем – это
глобальное изменение транспортно-логистической отрасли. Это вызов мирового
масштаба, поскольку примеров такой платформы в мире нет, – заявил заместитель
министра транспорта России Дмитрий Баканов, презентуя архитектуру платформы.
Создание единой системы
упростит взаимодействие между всеми звеньями логистической цепочки, позволит
отказаться от устаревших форматов обмена документами, а также снизит итоговую
стоимость перевозки и позволит грузоотправителям выбирать оптимальные маршруты
перевозки, уверены в Минтрансе. Кроме того, перевозчик получит мгновенный
доступ к данным о состоянии объектов транспортной инфраструктуры, их
загруженности, поможет спрогнозировать транспортные потоки.
По оценкам Ассоциации
«Цифровой транспорт и логистика», грузоперевозчикам требуется предоставить 150
документов при ввозе груза в страну и 117 при вывозе. Это документы в абсолютно
разных форматах для различных систем госорганов, в которых дублируются
одинаковые сведения. Поэтому так важно создать «единое окно», что позволит
убрать дублирование и сократит время на подачу и проверку документов, отметила
директор ассоциации Полина Давыдова.
Напомним, ранее генеральный
директор «УК Глобал Портс» Альбер Лихолет заявлял, что Национальная цифровая
транспортно-логистическая платформа должна создаваться под эгидой госзаказчика
и быть равноудаленной от всех участников частного бизнеса.