За I квартал заметно выросло число заявок
на автомобильные грузоперевозки в Беларусь. Цены при этом подросли
на 7%. Об этом рассказали Office Life представители международной
«Биржи грузоперевозок ATI. SU».
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года
число заявок на импортные перевозки увеличилось на 99%. Например,
спрос на перевозки из России в Беларусь вырос на 100%,
а цены — на 8%.
По словам директора компании представителя «Биржи
грузоперевозок ATI. SU в Беларуси» Татьяны Солдатенко, это связано
с европейскими ограничениями: логистические маршруты перестраиваются из-за
сложностей с поставками через границу с ЕС, часть новых грузов может
ехать в Беларусь, например, морем через Ленинградскую область.
Традиционно высокую динамику по росту количества заявок
в импортных перевозках показывает и Казахстан. За квартал спрос
на этом направлении вырос на 139% по сравнению с январем —
мартом 2023-го. На 56% выросло и количество заявок на перевозки
из Турции в Беларусь. Эксперты считают, что с помощью этих стран
компенсируется потеря европейских грузов.
Что касается экспортных перевозок, тут рост отмечается более
плавный. Количество заявок на перевозки из Беларуси в другие
страны в I квартале 2024-го по сравнению с тем же
периодом прошлого года увеличилось на 20%. Но ставки здесь подросли
более существенно, чем в импорте, — на 26%.
Тенденции опять-таки задает Россия: в этом направлении
количество заявок увеличилось на 18%, а ставки выросли на 25%.
Рост зафиксировали также в Казахстан (плюс 40%) и Узбекистан (плюс
34%), при этом Армения и Грузия показали небольшое снижение.
Логисты отмечают, что неожиданным оказался рост спроса
на перевозки с Польшей, причем в обе стороны. Если сравнивать
с январем — мартом 2023 года, за I квартал количество заявок
на перевозки грузов из Польши увеличилось на 55%, а ставки
выросли на 62%. В свою очередь рост заявок на перевозки
в Польшу оказался 343%, а ставки выросли на 48%.
Татьяна Солдатенко считает, что так внушительно динамика
выглядит на фоне резкого падения перевозок с Польшей в 2022–2023
годах. Но можно говорить и о попытках снова наладить поставки
с этой страной, в том числе и из-за ухудшения ситуации
на границе с Литвой и Латвией, где досмотры и условия
пересечения границы для фур ужесточились вплоть до того, что их массово
разворачивали.
На внутреннем рынке Беларуси в январе-марте 2024 года
тоже зафиксировали рост — на 71%. Ставки при этом снизились
на 7%.