0
03:21

Производство прицепов в России растет, а сроки ожидания все равно расстраивают

Выше всего спрос на шторные полуприцепы, рефрижераторы и контейнеровозы.

Продажи отечественных полуприцепов за январь-октябрь выросли на 51,6%, до 17,26 тыс. штук. Выпуск заводов РФ за тот же период увеличился на 44%, до 17,6 тыс. штук. Доля производителей РФ на рынке – 79%. Об этом сообщает «Коммерсантъ» на основе подсчета «Росспецмаша» (объединяет данные 70% объема производства).

В ассоциации отмечают положительный эффект повышения утильсбора, но указывают на «агрессивный импорт со стороны зарубежных игроков». Там считают необходимым и «дальше развивать меры по защите рынка».

Весь рынок полуприцепов, подсчитало агентство НАПИ, за десять месяцев вырос на 52,6%, до 34,3 тыс. штук. Лидер – отечественный «Тонар» (доля – 19,2%). В октябре продажи полуприцепов начали снижаться в месячном выражении впервые с мая, показав падение на 0,5%, оценивало агентство. Отрицательная динамика и на рынке седельных тягачей: их продажи месяц к месяцу падают с сентября.

– Рост ставки ЦБ и стоимости лизинга, конечно, не может не отразиться на продажах, но сейчас завод продает технику, заказанную год назад, и принимает заказы на 2025 год, – уточняет гендиректор «Тонара» Денис Кривцов. – Если продажи в розницу резко снизятся, то очередь может быть пересмотрена. Некая коррекция рынка назрела, он не может постоянно удваиваться.

На рынке ощущается дефицит полуприцепной техники, и цены на нее значительно растут. С февраля 2022 года стоимость новых прицепов увеличилась почти вдвое, отметил гендиректор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев.

Для стимулирования продаж производители тягачей снижают цены, добавил эксперт, «по прицепной технике такой тенденции пока нет, в связи с чем многие крупные перевозчики приостановили обновление прицепного парка». В 2024 году компания планирует закупку тентов и полуприцепов-рефрижераторов.

Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов говорит, что 2023 год показал существенное увеличение объема продаж не только тягачей, но и полуприцепов.

– Однако если у многих дистрибуторов сейчас в наличии есть китайские тягачи, то ожидание поставки полуприцепов до сих пор составляет от двух до шести месяцев. В большей степени это касается изотермических полуприцепов с рефрижераторными установками, – указывает Миронов.

За последние два с половиной года рост стоимости тентованного полуприцепа превысил 90%, а изотермического с рефустановкой – 65%, продолжает он, и это «заставляет транспортные компании увеличивать срок эксплуатации техники и срок ее лизинга, более аккуратно использовать полуприцепы, тщательнее проводить их техническое обслуживание». В целом необходимость обновления полуприцепного парка не уменьшится.

 Денис Кривцов напоминает, что в 2023 году рынок полуприцепов выйдет на рекордные 48 тыс. штук, что почти вдвое больше 2022 года.

– Это небывалые цифры. При этом нехватка предложения, в том числе в сегменте рефрижераторов, сохранялась. В следующем году рынок сбалансируется за счет прироста отечественных мощностей, – считает гендиректор «Тонара» Денис Кривцов.

Импорт, полагает эксперт, актуален только до тех пор, пока не хватает локальных мощностей, но пока повышать утильсбор рано.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что сейчас, несмотря на необходимость обновления парка, продажи полуприцепов замедлятся из-за ухудшения условий кредитования. В 2024 году, по мнению аналитика, рынок может остаться на уровне текущего года, который и так рекордный, либо немного снизиться. До этого рынок полуприцепов был на пике в 2021 году – 33,7 тыс. штук.

Гендиректор ассоциации «Спецавтопром» Денис Кудрявцев полагает, что рынок новых полуприцепов в 2023 году может достигнуть 38-40 тыс. штук. Максимальные возможности выпуска в РФ сейчас – 3-4 тыс. в месяц, импорт составляет не более 1 тыс. единиц.

– Спрос все еще превышает предложение, и есть проблемы с комплектующими и задержками сроков поставки седельных тягачей, – констатирует эксперт.

Эффект от роста ключевой ставки сказывается на небольших игроках, которые уже «почувствовали отказы или отсрочки заказов».

Замедление рынка полуприцепов будет менее существенным, чем в сегменте грузовых автомобилей, считает заместитель гендиректора BWG по вопросам развития бизнеса Антон Павловский.

– Рефрижераторы заказчики готовы ждать и до полугода, так как объем их продаж до сих пор не вышел на уровень 2021 года, – отмечает он.

Несмотря на то, что рост рынка грузовиков ощутимо замедлился, полуприцепы по-прежнему востребованы, согласен исполнительный директор ООО «Сторк» (официальный представитель Dayun в РФ) Артур Солдаткин, который прикидывает, что рынок насытится к середине следующего года.

Напомним, по данным «Росспецмаша», продажи отечественных полуприцепов в январе-апреле 2023 года выросли на 24%, почти до 6 тыс. штук.

Источник: https://logirus.ru/

Авто

читать больше