0
06:34

Подделки в мире эксплуатационных материалов для грузовой техники. Почему следует избегать моторных масел с качеством «самогона»?

Несколько недель тому назад люди, неравнодушные к технике, в социальных сетях поделились галереей снимков, сделанных на каком-то «заводе», расположенном в глубокой провинции Болгарии.
01 Февраля 2017  00:04

Подделки в мире эксплуатационных материалов для грузовой техники. Почему следует избегать моторных масел с качеством «самогона»?

Несколько недель тому назад люди, неравнодушные к технике, в социальных сетях поделились галереей снимков, сделанных на каком-то «заводе», расположенном в глубокой провинции Болгарии. На снимках видны горы пластиковых бачков различной ёмкости, коробки с пробками, кучи этикеток с логотипами престижных товарных знаков и цистерны с Бог знает какого цвета жидкостью, окрещённой «маслом». Безусловно, эти картины не на шутку напугали всех, кто в своих автомобилях использует масла производства «Shell», «Castrol», «Mobil» и подобные им продукты других производителей. Решили разобраться в механизме этого «производства» и предупредить своих читателей о рисках, которые неизбежно возникнут, если перевозчики будут использовать поддельные моторные масла.

Для чего нужны масла

Поговорка «не смажешь – не поедешь» появилась значительно раньше, чем люди научились производить автомобили. От качества масел во многом зависит срок эксплуатации двигателя и других узлов, в которых есть так называемые пары трения. Качество масла зависит от того, насколько точно соблюдаются технологические требования, какие базовые масла и какие специальные добавки смешиваются в процессе производства и т.д. Добавки – это важная составляющая, потому что именно от добавок зависят темпы износа деталей двигателя, влияние температуры на вязкость масла, темпы оксидации и образования осадков. Добавки предотвращают коррозию и промывают двигатель. В качественных маслах добавки полностью растворяются, с течением времени (например, при складировании) не образуют осадков, а главное – остаются стабильными и эффективными на протяжении всего срока эксплуатации. Иными словами, для того, чтобы получить качественный продукт, производители масел должны тесно сотрудничать с конструкторами двигателей, провести не один эксперимент в химической лаборатории и на испытательном полигоне. Если окончательный результат устраивает заказчиков из автомобильной промышленности, то на ёмкостях с маслами появляются знаки от ACEA (Европейской ассоциации автопроизводителей), API (Американского института нефти), SAE (Общества автомобильных инженеров) или ILSAC (Международного комитета по стандартизации и апробации смазочных масел, созданного по инициативе американских и японских автопроизводителей), подтверждающие, что внутри ёмкостей находится жидкость, соответствующая тем показателям, которые обязательны для той или иной категории продукта.

В свою очередь, специалисты компании, занимающейся продажей масел марки «ExxonMobil», отметили, что масла одного и того же стандарта могут существенно отличаться: новейшие продукты обладают уникальными свойствами, которые невозможно определить с помощью сравнительных тестов. Например, некоторые масла помогают значительно сократить расход топлива. Другие – при условии, что владелец автомобиля в точности выполняет все технические требования производителя – практически на 100 проц. предохраняют двигатель от износа. Уже появились масла, срок службы которых в 3-4 раза больше, чем срок службы «обычных» масел. Правда, производители двигателей пока не согласны с использованием этих высокотехнологических масел в своей продукции, поэтому можно сказать, что некоторые свойства масел на сегодняшний день являются избыточными. Так или иначе, но производство «дорогих» масел поддаётся определённой экономической логике – используя дорогие масла, владельцы автомобилей, по меньшей мере, избегают дорогостоящего ремонта двигателя.

Именно по этой причине известные компании, занимающиеся производством высококачественных масел, никогда не отдают производство в руки так называемых компаундеров (предприятий, производящих масла по точной рецептуре разработчика). По традиции, масла, изготовленные компаундерами, поставляются на рынки восточных стран, и это, как правило, бывает продукция старого поколения. Поэтому снимки, сделанные на заброшенной ферме в глубине Болгарии, не оставили сомнений в том, что масла, разлитые в небольшие ёмкости со знаками «Shell», «Castrol» и «Mobil» – это далеко не та высококачественная продукция, на которую указывают её этикетки.

Механизм подпольного производства и сбыта

В комментарии о нюансах этого рынка, Альгирдас Сейлюс, менеджер компании «Autotrade» (компания занимается импортом и продажей масел ELF, «Total», «Wolf» и других известных товарных знаков), обратил внимание на несколько существенных моментов.

«Во-первых, транспортный парк литовских перевозчиков существенно обновился. При экпслуатации новых транспортных средств перевозчики очень стараются соблюдать рекомендации производителей. В данном случае качество моторных масел становится жизненно важным, потому что от этого зависит, как долго и как успешно перевозчики смогут работать. Для того, чтобы изготовить продукт с определённой спецификацией, производители масел должны строго соблюдать алгоритмы производства, разработанные конструкторами автомобильных двигателей и производителями масляных добавок (при какой температуре и в каких пропорциях нужно смешивать базовые масла и добавки, и т.д.). Если технология производства нарушается, масла не обладают теми свойствами, которые необходимы для обеспечения „жизнеспособности“ двигателя. Те, кто разбираются в этих вещах, понимают, что на „заводах“, где были сделаны снимки, которыми пользователи делились в фейсбуке, ничего подобного нет», – подчеркнул А. Сейлюс.

Каким образом поддельные масла появляются на рынке? Отвечая на этот вопрос. А. Сейлюс обратил внимание на особенности ценообразования и поведения покупателей.

«Ни для кого не секрет, что некоторые владельцы транспортных средств покупают эксплуатационные материалы, руководствуясь одним-единственным принципом – стоимостью. Это приводит к тому, что от масла, качество которого можно сравнить разве что с качеством „самогона“, двигатель примерно на 3000-ом километре пробега „умирает“. Но это их мало волнует – они покупают другой еле живой автомобиль и работают на нём до тех пор, пока он не рассыпется на части. Продавцы прекрасно знают подобные привычки, поэтому не забывая о своей выгоде, охотятся за самыми дешёвыми альтернативами. Такая ситуация – отличная среда обитания для всяких мошенников. По моим сведениям, подозрительные „поставщики“ предлагают продавцам масла по „очень хорошей цене“ при условии, что продавцы купят всю фуру с грузом масел. Если желание заработать берёт верх, то такие покупатели приобретают „куклу“ – фальсификаты, скрытые в упаковках с этикетками известных товарных знаков. Кстати, иногда встречаются очень качественно выполненные упаковки», – говорит А. Сейлюс.

Процесс «производства» фальсифицированных масел прост как три копейки. «Масло» (как правило, это бывает обыкновенное базовое масло, по качеству не имеющее ничего общего с тем маслом, которое указано на этикете) разливается в различные ёмкости (от одного до нескольких сотен литров). «Заводы» и «логистические центры», как правило, расположены в Восточной Европе – оттуда «масла» отправляются в Западную Европу, а из Западной Европы, в качестве «оригинала» – опять в страны Восточной Европы.

Арифметика ущерба

Чем рискует перевозчик, который поддался соблазну сэкономить за счёт моторного масла? По мнению собеседников, ущерб перевозчика в первую очередь будет зависеть от того, какого «кота в мешке» он купит. В лучшем случае это будет низкокачественная и дешёвая альтернатива апробированному производителем маслу. Если случится так, что копия не будет низкокачественной, то в 90 проц. случаев двигатель будет работать. Перевозчик сможет сожалеть лишь о том, что заплатил за продукт намного больше, чем он того стоит.

«Значительно больше рискуют те, которые покупают фальсификат, не похожий на оригинальный продукт по техническим спецификациям, которые необходимы для отлаженной работы двигателя. Скорее всего, такой фальсификат станет „смертным приговором“ для системы рециркуляции выхлопных газов (EGR) или для сажевого фильтра (DPF), а также для работы поршней двигателя. Кроме того, дешёвое масло, в составе которого нет необходимого пакета мультифункциональных добавок, очень быстро теряет основные рабочие качества. Например, если используя синтетическое масло MB 228.51 5W30, апробированное производителем „Mercedes Benz“, автомобиль может проехать 130-150 тыс. километров (при условии, что автомобиль заправляется качественным топливом, в автомобиле не бывает перегруза, а водитель не превышает допустимую скорость движения), то используя дешёвую подделку, бортовой компьютер грузового автомобиля начнёт подавать сигналы тревоги после 50-60 тыс. километров пробега. Это будет означать, что вам нужно немедленно ехать в сервис и менять масла и фильтры, т.е. вас ожидают частые простои», – объясняет А. Сейлюс.

Специалисты утверждают, что возможности манипулировать ценами (путём смешивания базовых масел с дешёвыми добавками) нет. Как уже говорилось, для того, чтобы изготовить продукт с определённой спецификацией, производители масел должны строго соблюдать алгоритмы производства, разработанные конструкторами автомобильных двигателей и производителями масляных добавок. Каждая партия масла проходит проверку в лабораторных условиях – там проверяются такие параметры базового масла и готовой продукции, как динамическая вязкость, щёлочно-кислотный баланс, температура вспышки, количество воды и т.д.

Источник: cargonews.lt

 

 

Авто

читать больше