Первые проекты
новообразованной ассоциации нацелены на преодоление дефицита кадров в отрасли.
В России создана Ассоциация
автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов. Ее учредителями стали 12
компаний: ПЭК, ГК «Делко», «Дентро», «Диазан», «Национальный перевозчик», ГК
«Глобальная логистика и транспорт», ТК Салаир и другие.
На данный момент в
российском сегменте автомобильных грузоперевозок насчитывается порядка 48 тыс.
компаний. Отрасль сильно фрагментирована: более 60% игроков – это компании с
автопарком менее 5 машин, отметил руководитель Ассоциации, совладелец и
заместитель директора ПЭК Вадим Филатов.
Это приводит к высокой
конкуренции и низкой рентабельности бизнеса: средний показатель по отрасли не
превышает 5%. Как следствие, компании не имеют свободных средств, которые можно
было бы инвестировать в обновление и пополнение коммерческих автопарков. В результате,
средний возраст тягачей составляет около 20 лет. –
Дефицит провозных мощностей будет только
усугубляться, – уверен эксперт. – Компаний на рынке больше не становится, планы
по закупкам грузового транспорта у многих «заморожены»: сейчас в отрасли не
хватает порядка 30 тыс. единиц грузового транспорта. Проблему усугубляет
дефицит профессиональных водителей, из-за чего часть коммерческих парков
простаивает.
Рентабельность бизнеса в
сегменте автоперевозок в 2023 году сильно «подкосил» рост издержек, добавил
эксперт отрасли Александр Цыпин. Так, лизинговые выплаты выросли за год на
четверть, средневзвешенная зарплата водителей увеличилась вдвое, тягачи в
среднем подорожали на 10%, а топливо – на 5%.
Первой проблемой, которую
намерена решить вновь образованная ассоциация, станет дефицит кадров. Для этого
будет создана платформа, которая объединит профессиональных водителей с
компаниями-работодателями, анонсировал Вадим Филатов. Также планируется
запустить первый в России Межрегиональный учебный центр для подготовки
водителей категории «СЕ».
В 2024 году ассоциация
намерена увеличить количество компаний-участниц в три раза, в том числе за счет
малого бизнеса.
Напомним, по оценкам
комитета по транспортной логистике «Деловой России», дефицит водителей большегрузов
в России за последние пять лет вырос с 15% до 21% в 2023 году. Что привело к
тому, что у отдельных российских компаний простаивает до 5% автопарка.