Остановятся ли грузоперевозки между Польшей и Россией этой осенью? Дозволов вновь не хватает
В 2016 году в результате российско-польских переговоров каждая из стран получила 190 тыс. разрешений на перевозки, что примерно на 5% больше, чем за год до этого. Но уже в начале сентября этого года появилась информация, что России выданных разрешений до конца года не хватит.
За первую половину 2017 года двусторонний товарооборот составил 4,94 млрд долларов США, что на 42,3% больше по сравнению с предыдущим периодом. Российского экспорт в Польшу вырос на 53,7%, а польский экспорта в Россию – на 17,9%. Соответственно и объем международных автомобильных перевозок грузов между странами увеличился. По данным российской таможни за 8 месяцев он прирос на 21% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года: из Польши в Россию на 26%, из России в Польшу – на 12%.
В 2016 году грузовики несколько недель стояли на границе, пока стороны согласовывали количество дополнительных разрешений на перевозку. Повторение ситуации невыгодно для обеих сторон.
Прийти к взаимовыгодному решению страны попытались на заседании российско-польской Смешанной комиссии по вопросам международных автомобильных перевозок, проходившей 19-20 сентября в Москве. Российскую делегацию возглавил заместитель Министра транспорта РФ Николай Асаул, польскую – заместитель Министра инфраструктуры и строительства Республики Польша Ежи Шмит.
На запрос дополнительных 70 тыс. разрешений российская сторона получила однозначный отказ. По итогу было решено до 1-го октября осуществить дополнительный обмен разрешениями на перевозки грузов на 2017 год в количестве: 20 тысяч польских дозволов для двусторонних/транзитных перевозок российских перевозчиков и 9,5 тысяч российских разрешений для перевозок в/из третьих стран для польских перевозчиков.
Участники также договорились организовать до середины октября заседание, на котором определить окончательное количество разрешений на 2017 год и предварительный контингент на 2018 год.
Ситуацию для TransinfoNews прокомментировал заместитель директора операционного управления по автомобильным перевозкам AsstrA Associated Traffic AG Виталий Ерёменко.
20 тысяч квот против запрошенных 70-ти, насколько реально российским перевозчикам «протянуть» на этом количестве?
Учитывая товарооборот за последние 9 месяцев мы прогнозируем, что разрешений не хватит. Выделенной квоты для российских поставщиков хватит примерно на месяц, то есть в конце октября они снова станут не выездные в/через Польшу.
Почему ситуация с разрешениями повторяется не первый год?
На это есть две основные причины. С российской стороны – это защита транспортного рынка России, и желание властей максимально ограничить число иностранных компаний в поставках в Россию.
С польской стороны – это стремление достигнуть прозрачных и понятных договорных условий. Сейчас разрешения третьих стран (прим. на транзитную перевозку) российскими контрольными органами трактуются разнообразно. Бывает по месту загрузки, бывает по происхождению инвойса или груза – единой системы нет. Порой на одну перевозку польскому перевозчику приходится использовать 2 разрешения:и 2-ух стороннее и 3-х стран, что естественно ставит польскую сторону в неравное положение по сравнению с российскими перевозчиками.
По итогам Смешанной комиссии было решено в течение месяца выработать основные положения касательно контроля и определения единого статуса разрешений. К каким решениям могут прийти стороны, пока прогнозировать сложно.
Переговоры по разрешениям занимают порой от недели до нескольких месяцев. Каким образом бизнес реагирует на нехватку квот? Какие альтернативные решения могут быть?
В прошлом году мы оперативно среагировали на ситуацию, поэтому и сейчас могу сказать, что компания готова к такому развитию событий. Грузы наших клиентов будут доставлены к получателям прямыми машинами (Польша, Литва, Беларусь, Украина и другими поставщиками), а также с перегрузками.
Доставка с перегрузкой, это не ноу-хау, но требует знаний, договорённостей и готовности работать в два раза больше и дольше. Представьте, что на каждую перевозку нужно 2 машины вместо одной, а это значит двойной контроль, в два раза больше оперативной работы, бюрократии и двойное слежение за грузом. Дополнительное использование склада: риски перегрузки, сохранности груза и слежение за транзитным временем. Наши сотрудники посвящали себя клиентам 24/7, и это не просто слова.
Что касается оптимальности варианта, то транспортировка с перегрузкой естественно дороже прямой перевозки. В итоге это, конечно, скажется на стоимости товара, которую заплатит конечный получатель. Но необходимо помнить, что есть грузы и проекты, где сроки перевозки стоят на первом месте, и груз должен быть доставлен несмотря ни на что.
Источник: Transinfonews.by